В какой возрастной группе?

Содержание

Как распределяют детей по группам в детских садиках

При выборе детского сада возникает множество вопросов, например, о группах в детском садике, их видах, количестве, а также, куда будет распределен ребенок.

Какие группы существуют в детских садах

Родителей волнует вопрос распределения ребенка в по возрастным категориям. Поэтому их интересует, какие группы имеются в детском саду, подразделяется ли младшая группа на первую и вторую, или же она единственная?
Как правило, в первую младшую группу распределяют детей от 1,5 до 3 лет. Во вторую младшую принимают детей от 3 лет. Если в садике, который вы выбрали, принимают детей только с двух лет, тогда младшая группа одна в садике, без подразделений.
Принято считать, что обычный садик включает четыре группы: ясельную, младшую, среднюю группу и старшую. Но есть сады, где эти группы разделяются еще на дополнительные младшие группы, о которых было сказано выше, подготовительные группы, где упор делается на подготовку детей к школе. Бывают логопедические группы, но они, как правило, есть в специализированных садиках. Такие группы предназначены для коррекции определенных функций ребенка. Если в садике такие подразделения имеются, то он обязан иметь в штате первоклассных специалистов своего дела, что, к сожалению, не везде встречается.

Распределение детей по группам в соответствии с возрастом

Сегодня в большинстве садиках сделано оптимальное разделение детей по возрастным группам. Формируются группы:
1. ясельная – дети от 1,5 до 2 лет;
2. первая младшая – 2-3 года;
3. вторая младшая – 3-4 года;
4. средняя – 4-5 лет;
5. старшая – 5-6 лет;
6. подготовительная – 6-7 лет.
Распределение детей по данным категориям необходимо для удобства ведения статистики, а, главное, для повышения качества образовательного процесса, так как дети из близкой категории возраста в одном коллективе легче усваивают умения и навыки.

Группа кратковременного пребывания

Данная группа является дополнительным видом групп в детском саду. Сегодня уже можно услышать о такой группе. Это, конечно, роскошь, которая доступна в основном лишь в частных детских садах и садиках элитной категории.
Группы для неполного пребывания в детском саду нужны тем мамам, которые по каким-либо причинам не готовы определить ребенка в детский сад на полный день. Кроме этого, такие группы обычно комплектуются всего лишь из 10-12 детей, что добавляет родителям удобства и уверенности.

Существуют ли нормы для детсадов (санитарные) сколько детей может быть в группе ? Сколько метров или см положено на одного ребенка?

Светлана Гусева 389 5 лет назад архитектор и рисовальщик инфернальных картинок

Конечно, существуют.

В данный момент на территории Российской Федерации действуют следующие нормы и правила: «Свод правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009.

Общественные здания и сооружения»

Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009″, где прописаны общие требования к проектированию детских дошкольных учреждений.

В Москве действует «Московские городские строительные нормы «Дошкольные образовательные учреждения» МГСН 4.07-05″, где подробно описывается процесс проектирования детских садов.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» — полностью регламентируют устройство, содержание и организацию работы дошкольных образовательных учреждений.

Исходя из этих документов, можно сказать следующее:

Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) — не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе. (СанПиН)

Рекомендуемые площади помещений групповой ячейки

раздевальная — не менее 18 кв. м; для групп наполняемостью менее 10 — человек площадь раздевальной допускается определять из расчета 1,0 кв.м на 1 ребенка, но не менее 6 кв.м

групповая — не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста; 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах

буфетная — не менее 3,0 кв. м

спальня — не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах,

туалетная — не менее 12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп (СанПиН)

Расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 1 года — 10 детей; от 1 года до 3 лет — 15 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 — 7 лет) — 10 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей; в одновозрастных группах для детей 3 — 7 лет — 20 детей (оптимальная — 15).

При проектировании по государственному заказу здания ДОУ общего типа следует предусматривать универсальными, поэтому расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 3 лет — 15 мест; для детей от 3 до 7 лет — 20 мест. (МГСН)

При проектировании частных детских садов общего типа минимальная расчетная наполняемость детских групп лимитируется. В малых ДОУ наполняемость ясельных групп — не менее 6 мест, дошкольных — не менее 10 мест. Предельно допустимая наполняемость детских групп: для детей от 1 года до 3 лет — 15 мест; для детей от 3 до 7 лет — 20 мест.

Расчетная вместимость вновь строящихся отдельно стоящих зданий ДОУ общего типа не должна превышать 350 мест, встроенных (встроенно-пристроенных) в жилые здания и пристроенных к их торцам — 150 мест.

Общее расчетное число мест отдельно стоящего здания «Начальная школа- детский сад» не должно превышать 350 мест. (МГСН)

Оговорюсь, что московские нормы проектирования могут несколько отличаться от региональных. Ну и все вышесказанное относится только к вновь возводимым детским садам.

При определении максимально возможного количества детей в построенном довольно давно детском саду стоит опираться на СанПиН и ориентироваться на существующие площади групповых помещений.

Ясли

С появлением в семье ребенка многие родители начинают задумываться об определении его в детское дошкольное учреждение, по-простому детский сад. Но достаточно часто мамы сталкиваются с необходимостью выйти на работу раньше, чем кроха достигнет трехлетнего возраста. В большинстве случаев заботу о потомстве берут на себя бабушки и дедушки. Но не у всех есть такой вариант. Именно для мамочек, у которых есть необходимость выхода на работу, на государственном уровне предусмотрено посещение ребенком до 3 лет ясельной группы. Давайте подробно рассмотрим вопросы, связанные с определением ребенка в ясли. Поймем, чем ясли отличаются от детского сада, какие документы требуется подготовить и, конечно, как посещение ясельных групп может сказаться на крохе.

Что такое ясли?

Ясли – группа в детском дошкольном учреждении, рассчитанная на детей до 3 лет. По законодательству мама имеет право определить свое чадо в ДОУ с 2 месяцев. Но реальность немного другая.

Групп для детей до года практически не существует. Небольшое количество деток может посещать 1 ясельную группу, предназначенную для возраста от 1 до 2 лет. Чаще всего встречаются 2 ясельные группы для малышей от 2 до 3 лет, но они также есть не при каждом ДОУ.

Если у вас есть необходимость отдать ребенка в сад до 3 лет, то наличие групп необходимого возраста уточняйте у специальных комиссий, занимающихся вопросами комплектования дошкольного учреждения или на сайте ДОУ.

Чем отличаются ясли от обычных групп детского сада

Кроме возрастных отличий между группами для деток до 3 лет и старше, есть другие важные отличия:

  • Цели. Для малышей до 3 лет задача сада заключается в сохранении здоровья и уходе; для деток, переступивших трехлетний рубеж, добавляется образовательное направление;
  • Квалификация персонала. Исходя из целей посещения группы, к воспитателям яслей предъявляется обязательное требование – знание педиатрии, подкрепленное сертификатом или дипломом, для старших групп – педагогическое направление знаний.
  • Места в группах. По закону при отсутствии мест в ясельной группе родителям может быть отказано в удовлетворении заявления; детям старше трех лет место в ДОУ обязательно должно быть предоставлено. Если место в желаемом садике нет, то комиссия должна предложить место в другом учреждении.

Как попасть в ясли?

Чтобы оформить ребенка в ясли, нужно пройти несложную процедуру, состоящую из 2 шагов:

  1. Встать в очередь на получение места в ясельной группе;
  2. Взять направление и оформить в детский сад.

Как и когда становиться на очередь в ясли

Всеми вопросами определения ребенка в ДОУ занимаются специальные комиссии по формированию групп. Чтобы не ходить дважды, рекомендуем вам ознакомиться со списком необходимых документов для постановки малыша на очередь в детский сад на официальном сайте исполнительной власти в вашем городе. Для города Москва вся необходимая информация изложена на сайте мэра, для СПб на сайте государственных услуг города.

Когда лучше ставить ребенка в очередь?

Необходимость торопиться с постановкой малыша в ДОУ зависит от места вашего проживания. Если вы живете в большом городе, то целесообразно это сделать как можно раньше. Вы можете отнести документы или оформить очередь через интернет с момента рождения крохи, указав все желаемые варианты.

Для маленьких городов вопрос посещения дошкольных учреждений не стоит так остро, поэтому можно не торопиться. После рождения карапуза поинтересуйтесь в комиссии по определению детей в ДОУ о ситуации в вашем районе или конкретном садике. Если очередь небольшая, а мест достаточно, можно не торопиться. Единственным препятствием в такой ситуации может стать отсутствие ясельной группы.

Как оформить малыша в очередь

Процедура постановки ребенка на очередь в ДОУ предельно проста. Берете необходимые документы и посещаете комиссию в приемное время или используете электронную форму для постановки малыша в очередь.

Документы, предоставляемые в комиссию:

  • Паспорт представителя ребенка (мама, папа, опекун);
  • Свидетельство о рождении;
  • Документы, подтверждающие льготы (если есть);
  • Иные бумаги, предусмотренные конкретной комиссией.
Как заполнить электронное обращение:
  • Зайти на сайт вашего населенного пункта в раздел услуг;
  • Заполнить поля с личной информацией (паспорт родителя или опекуна, имена детей, номер свидетельства о рождении);
  • Оформить заявление на очередь, указав до 3 ДОУ выбранных для посещения;
  • Получить подтверждение о принятии заявления;
  • В течение 10 дней получить документы подтверждающие постановку на учет.

После оформления малыша в очередь и получения подтверждения можно расслабиться. Следующим этапом оформления ребенка в ДОУ будет получение направления перед началом посещения.

Как получить направление в ясельную группу

Когда вы решите отдать карапуза в ДОУ, потребуется еще раз посетить комиссию для получения направления. Если места в выбранном вами учреждении есть, то, получив необходимую бумагу, готовьте оставшиеся документы и идите с ними в сад к заведующей.

Для оформления малыша требуется:

  • Написать заявление на имя заведующей;
  • Предоставить свидетельство о рождении и его копию;
  • Паспорт представителя ребенка и его копию;
  • Направление, взятое в комиссии по формированию групп;
  • Медицинскую справку, оформленную по специальной форме 026/у;
  • В некоторых дошкольных учреждениях могут попросить копию полиса ОМС.

Практически весь пакет документов собирается легко, больше всего времени придется потратить для прохождения обязательной медкомиссии.

Медкомиссия

Чтобы оформить медицинскую справку для оформления в дошкольное учреждение придется пройти некоторых врачей в государственной или частной поликлинике. Участковый педиатр предоставит вам форму Ф26 для посещения врачей, после чего нужно будет сдать анализы и с полным пакетом вернуться к педиатру. Обязательным является посещение:

  • Хирурга-ортопеда;
  • Невролога;
  • Стоматолога;
  • Отоларинголога (ЛОР);
  • Окулиста.

По итогу в полученной от педиатра справке должно содержаться:

  • Список перенесенных заболеваний;
  • Антропометрические данные (рост, вес, окружность головы и груди, ЧСС и т.д.);
  • Отметка хирурга об отсутствии или наличие грыжи, водянки, фимоза, нарушений осанки, стоп;
  • Запись невролога о наличии или отсутствии отклонений в развитии нервной или психоэмоциональной системы;
  • Данные от окулиста о проверке на наличие заболеваний глаз, отклонении в зрении;
  • Проверка стоматологом зубов, уздечки, языка;
  • Отметка ЛОРа о здоровье ушей, носоглотки;
  • Результаты лабораторных исследований;
  • Сделанные прививки или пометка о вашем отказе от вакцинации.

Получив готовую справку, можно оформить ребенка в ДОУ.

Обращаем ваше внимание, что медицинская справка выдается на короткий срок и заранее пройти врачей не удастся. Желательно сделать это в срок 10 дней с момента получения направления в детский сад.

Как видите, оформить ребенка в ясельную группу достаточно легко. Процедура абсолютно идентична оформлению малыша в старшие группы. Единственным препятствием на вашем пути может быть большая очередь или отсутствие соответствующих групп в вашем районе.

Ответы на самые распространенные вопросы о посещении яслей

Кто имеет право на первоочередное посещение ясельных групп?

Ставя малыша на очередь в детский сад, получая направление, проверьте наличие льгот. Это может поспособствовать скорейшему получению заветного места.

Льготу на первоочередное посещение имеют дети:

  • из многодетных семей;
  • матерей-одиночек, при наличии справки из ЗАГС о произведении записи в графе «отец» со слов женщины;
  • беженцев и переселенцев;
  • из семей военных, следователей, судей, прокуроров;
  • педагогов;
  • находящиеся под опекой;
  • инвалидов I и II группы;
  • из семей, имеющих студентов очной формы обучения;
  • военных в запасе;
  • имеющие брата или сестру уже посещающих выбранный сад.

Кто может ходить в сад бесплатно?

Государством предусмотрена 100% льгота на оплату садика:

  • Детям-инвалидам или страдающим туберкулезом;
  • Малышам с дефектами в развитии;
  • Детям инвалидов I и II группы.

Скидку на оплату предоставляются детям:

  • сотрудников милиции (работающим, уволенным в запас по ранению, погибшим при исполнении);
  • военнослужащих;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • из семей с низким уровнем дохода;
  • вторым и последующим детям, если их старшие братья и сестры посещают этот сад;
  • разведенных женщин, матерям и отцам одиночкам, сотрудникам учреждений образования, при утрате кормильца.

Нужно ли в частные ясли брать направление?

Нет. Посещение частного дошкольного учреждения не требует оформления через комиссию. Для получения места в желаемом частном детском саду необходимо обратиться к администрации выбранного заведения для уточнения наличия мест, нужных документов.

Должен ли ребенок обладать навыками самообслуживания, чтобы его взяли в ясли?

Нет. Отсутствие навыков самообслуживания не может являться причиной отказа для посещения детского сада. Более того, если есть некоторые затруднения с обучением карапуза, посещение дошкольного учреждения помогает их решить. Наблюдая за другими детками, ваше чадо быстро поймет, что и как делать, удивит вас своей обучаемостью.

Хотя требований к навыкам нет, все же стоит попытаться привить своему малышу некоторые умения для быстрейшего вливания в коллектив:

  • самостоятельно кушать при помощи ложки;
  • пить из чашки;
  • отказаться от соски и бутылочки;
  • умываться, использовать мыло и полотенце;
  • ходить на горшок или просить воспитателя помочь ему это сделать;
  • уметь занимать себя самостоятельно на протяжении некоторого времени.

Обладание этими навыками позволит избежать лишних забот о дополнительной стирке испачканной одежды, снизит нагрузку на воспитателя, придаст малышу уверенности в собственных силах.

Какие плюсы и минусы есть у ясельных групп?

Плюсы:

  • Социализация и дополнительная коммуникация. Дети, посещающие ясли, растут более общительными и коммуникабельными. Легче вливаются в новый коллектив и заводят новые знакомства. Но это касается только открытых, активных малышей. Замкнутые крохи могут негативно отреагировать на большое скопление детей;
  • Быстрое обучение. Благодаря постоянному нахождению в коллективе и наблюдению за ровесниками, ребенок быстрее осваивает все необходимые навыки, учится новым вариантам исследования и игры;
  • Режим. Если есть проблемы с налаживанием режима в домашних условиях, то посещение ясельной группы позволит быстро и легко перестроить ваше чадо на нужный темп жизни;
  • Иммунитет. Первое время малыш будет достаточно часто болеть. Период адаптации к новому месту и коллективу часто сопровождается постоянными простудами, насморком, другими детскими инфекциями. Каким бы минусом это не казалось, в итоге у ребенка разовьется достаточно крепкий иммунитет, позволяющий легче справляться со сторонними инфекциями.

Минусы:

  • Адаптационный период. Некоторое время малыш будет находиться в стрессовом состоянии. Непривычная обстановка, долгая разлука с мамой могут выливаться в стресс, проявление негативных эмоций, перепады настроения;
  • Перенасыщенные группы. В больших городах достаточно остро стоит вопрос о количестве детей в группах (до 20-23 человек);
  • Отсутствие обучающей программы. В ясельных группах у воспитателей не стоит задача заниматься обширным развитием малышей.

Что говорят психологи о посещении яслей?

Большинство психологов сходятся во мнении, что для комфортного психологического развития ребенка желательно отдавать малыша в ДОУ как можно позже. Они называют идеальным возраст – 3-4 года, когда малыш начинает интересоваться общением с другими детьми. Но это относится к спокойным, замкнутым детям. Некоторые активные, общительные детки вполне готовы к посещению дошкольного учреждения раньше, поэтому, принимая решение, следует внимательно изучить личность вашего ребенка, поговорить с ним, чтобы понять, готов ли он посещать детский сад.

Можно ли посещать ясли, если родители не хотят делать ребенку прививки?

Прививать ребенка или нет – решение родителей. Если по каким-либо причинам вы не хотите проходить с малышом профилактическую вакцинацию, то педиатр попросит вас письменно подтвердить ваше решение. Являясь официальным представителем интересов крохи, вы можете решать этот вопрос, как вам подсказывает ваше сердце. Отсутствие прививок по желанию родителей не может стать причиной в отказе от посещения ясельной группы, но вы будете полностью нести ответственность, если ваш малыш заболеет.

Решая вопрос о посещении малышом яслей, необходимо оценивать вашу ситуацию со всех сторон. Важным является наличие мест в соответствующей группе, желание ребенка, необходимость. Если есть возможность и ваш ребенок не отличается общительностью, наверное, стоит постараться отложить этот вопрос до возникновения реального интереса. С активным малышом, стремящимся играть с другими детками, стоит подумать о садике немного раньше. Выбирайте то, что близко для вас, отвечает потребностям и не создает новых проблем.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Распределение детей на группы в государственных детских садах проводится по возрастному признаку.

Существует пять основных групп детского сада. Познакомим Вас с ними более подробно:

Классификация:

Группы детского сада подразделяются на:

  • Группа кратковременного пребывания (возраст от 1 до 3 лет)
  • Младшая группа (возраст от 3 до 4 лет)
  • Средняя группа (возраст от 4 до 5 лет)
  • Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет)
  • Подготовительная группа (возраст 6-7 лет)

Группа кратковременного пребывания (ГКП)

В Группу кратковременного пребывания (ГКП) принимаются дети в возрасте от 1 года до 3 лет.

Это государственная услуга и предоставляется она всем желающим, подавшим необходимые документы и вставшим в очередь. ГКП работает 3 раза в неделю по 3 часа.

Занятия проводятся с 8.30 до 11.30 или с 16.00 до 19.00 в зависимости от расписания.

  • * Информация для родителей:

Самый распространенный вопрос, особенно у родителей с первым ребенком: С какого возраста и нужно ли вообще водить ребенка в детский сад в возрасте 1-3 лет?

Пребывание в детском саду — это первое в жизни ребенка испытание личных качеств. Знакомство с внешним миром и такими же детьми, как и он сам.

Мнения специалистов, несмотря на разницу в деталях, сходятся в одном: с психологической точки зрения знакомство ребенка с другими детьми в игровой и непринужденной форме помогают войти в общий социум, в котором ему предстоит жить и чем раньше ребенок начнет к нему адаптироваться, тем лучше.

Стоит отметить, что молодые родители тоже должны быть готовы к такому шагу и подходить к нему ответственно и вдумчиво.

Перед тем, как привести своего ребенка в группу кратковременного пребывания – убедитесь, что выбранное Вами место именно то, которое наиболее подходит для ребенка.

Почитайте отзывы, поговорите с мамочками, которые уже водят или водили сюда своих детей, поговорите об условиях пребывания с воспитателями, посмотрите своими глазами на оборудование, чистоту и санитарные условия в помещениях.

  • Какие занятия с детьми проводятся в группе кратовременного пребывания?

Один раз в неделю проводятся занятия по художественной литературе, рисованию, лепке, конструированию, 2 раза в неделю проводятся физкультура и музыкальные занятия.

Как записаться в группу кратковременного пребывания

Группы кратковременного пребывания есть практически в каждом дошкольном учреждении. Для того, чтобы Вас приняли в ГКП пребывания надо сделать:

  • Обратиться к заведующей детским садом с просьбой о приеме в группу ГКП. Если места есть – Вас возьмут.
  • В случае отсутствия мест в данном детском саду нужно обратиться в т.н. «Мини-ОСИП» (окружная служба информационной поддержки).

Как правило, они расположены в тех же образовательных комплексах. Туда Вы обращаетесь по поводу зачисления в группу ГКП.

(Дополнительно по теме: Как записаться в детский сад через портал городских услуг)

с 1 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы все службы окружной информационной поддержки (ОСИП) ликвидированы. Им на смену пришла служба «Мои документы» Контактную информацию о мини-ОСИПе вашего комплекса вы можете узнать по телефону любого подразделения данного комплекса.

Какие документы надо собрать для зачисления ребенка в группу кратковременного пребывания? (для предоставления в мини-осип)

  • паспорт родителя (законного представителя);
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документ, подтверждающий регистрацию ребенка на территории города Москвы;
  • документ, удостоверяющий право на включение в льготную категорию (при наличии)

Зачисление В группу ГКП происходит как в обычный детский сад. Вас вносят в очередь и предлагают место в ГКП по мере его появления.

Порядок зачисления в ГКП (группу кратковременного пребывания)

При рассмотрении вопроса о зачислении в ГКП, первоочередным правом зачисления имеют дети:

  • проживающие в этом районе (имеющие прописку)
  • льготные категории детей.

После зачисления детей из вышеперечесленных категорий принимаются дети:

  • с временной регистрацией
  • из других районов.
Для оповещения родителей о зачислении ребенка в ГКП детского сада присылается уведомление на электронную почту или непосредственно звонком по телефону.

* Пример документального ответа в письменном виде о зачислении ребенка в детский сад.

При поступлении в детский сад необходимо наличие медицинской карты, а к 1 сентября – надо подготовить справку:

  • о контактах ребенка
  • анализ мочи
  • общий анализа крови
  • анализ на энтеробиоз и яйца-глист.

Перед приемом ребенка между детским садом и родителями ребенка оформляется договор об оказании услуг, в котором будут прописаны все права и обязанности родителей и персонала детского сада.

Такой договор юридически защищает обе стороны от возможных претензий, поэтому не поленитесь и внимательно прочитайте его.

Особенности пребывания ребенка в ГКП:

Учитывая, что ребенок отдается на кратковременное пребывание – питание в данной группе не предусмотрено. Только питьевой режим. Поэтому, перед тем, как привести ребенка в данную группу не забудьте его покормить.

Процесс адаптации в группе ГТК очень мягкий. Родители, могут периодически заходить в группу и навещать своего ребенка. Это позволяет плавно и без особых эмоциональных переживаний перенести кратковременное расставание с родителями, сохранить в целости его психику и не вызывать негативные ассоциации ребенка, связанные с его пребыванием в детском саду.

Первые дни посещения ГКП длятся всего лишь по полчаса.

Постепенно время пребывания увеличивается в зависимости от степени привыкания ребенка. Воспитатели советуют не нагнетать обстановку, не перегружать детей и приводить их на небольшой промежуток времени. 30 минут — это более чем достаточно малышам для первых дней в ГКП.

Обычное расписание в группе ГКП :

Понедельник: 9.15-9.25 — Музыкальные игры. 10.10- 10.20 — Дидактическая игра.
Вторник: 10.00 — 10.10 — Развитие движений. 10.20 -10.30 — Художественное творчество (чередуются лепка, рисование, аппликация).
Среда: 10.00 — 10.10 — Дидатическая игра. 10.20 -10.30 — Развитие речи.
Четверг: 10.00 — 10.10 — Развитие движения. 10.20 — 10.30 — Игры со строительным материалом.
Пятница: 10.10 — 10.20 — Развивающие игры. 10.30 — 10.40 — Музыкальные игры.

Стоимость пребывания ребенка в государственном детском саду в группе кратковременного пребывания:

— Ежемесячные платежи за пребывание – 1500 руб. в месяц.

Если у Вас есть льготы Вы можете подать заявление на компенсацию части оплаты. Данное заявление может быть оформлено в момент подписания договора с ДОУ.

Дополнительные расходы на пребывание в детском саду

Что касается сбора дополнительных средств, то здесь все зависит от руководства детского сада. Времена, когда собиралось по многу и на все – ушли в прошлое.

Конечно, могут собрать деньги на цветы и подарки воспитателям на большие праздники, но суммы, скорее всего, будут небольшие и на усмотрение самих родителей.

Ну, а если вдруг Вы столкнетесь с откровенным вымогательством – не забывайте о телефоне горячей линии противодействия коррупции.

Наше дошкольное образовательное учреждение ориентировано на воспитание, обучение и развитие всех и каждого воспитанников с учётом индивидуальных возрастных физиологических, психологических, интеллектуальных и других способностей путём создания в нём адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для физического, эмоционального, умственного и нравственного развития ребёнка.

Учреждение осуществляет деятельность по развитию детей по следующим направлениям:

1) физическое;

2) познавательно – речевое;

3) социально – личностное;

4) художественно – эстетическое.

1) Педагогами ДОУ разработана программа «Здоровье», цель которой — создание комплексной системы воспитания ребёнка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, а так же воспитания педагогов и родителей.

Формы организации физического воспитания

· Физические занятия в зале и на спортивной площадке;

· Туризм (прогулки — походы);

· Дозированная ходьба;

· Оздоровительный бег;

· Физкультминутки;

· Физкультурные досуги, праздники, «дни здоровья»;

· Утренняя гимнастика;

· Индивидуальная работа с детьми;

· Бодрая гимнастика после сна.

Физкультурный руководитель использует в своей работе с детьми нетрадиционные методы и приемы:

— дорожка «здоровья»;

— самомассаж;

— дыхательная гимнастика;

— гимнастика с элементами кинезиологии;

— метод «деревотерапии».

Приобретён сухой бассейн, велотренажёр, массажные мячи.

Для удовлетворения потребности детей в движении, в группах имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием, для развития и совершенствования основных движений, дорожками здоровья, изготовленными из бросового материала с помощью родителей для профилактики нарушения осанки у детей и укрепления свода стопы.

На игровых площадках расположено спортивное оборудование. На спортивной площадке имеется беговая дорожка, полоса препятствий, оборудование для подлезания, гимнастическое бревно, кольцеброс, дорожка здоровья, баскетбольно – волейбольная зона, способствующие освоению детьми всех видов основных движений.

В разные сезоны проводятся занятия на воздухе, для чего имеется выносное спортивное оборудование: лыжи, санки, обручи, мячи, скакалки и т.д.

2) В учреждении работают 2 логопеда, осуществляющие диагностическую и коррекционную работу с детьми, имеется хорошо оборудованный логопедический пункт. В целях систематизации и результативности логопедической работы речевые зарядки, комплексы артикуляционных упражнений, пальчиковая гимнастика включаются в занятия по развитию речи и грамоте во всех возрастных группах.

Воспитателями и логопедом согласованы этапы и формы занятий по формированию фонематического слуха у детей в старших и подготовительных группах; по совершенствованию навыков. При проведении занятий с детьми по коррекции речи кроме артикуляционной зарядки используется пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней с использованием сосновых шишек, каштанов, маленьких шариков, мини-кубиков.

На воспитание чувства уверенности, ответственности и эмоциональной выразительности благоприятно воздействуют традиционно проводимые среди детей конкурсы «На лучшего чтеца». Они посвящены знаменательным и календарным праздникам, природе, близким людям и окружающей действительности (матери, родному городу, России, временам года и др.

Мы придаем большое значение воспитанию патриотизма и нравственных качеств: правдивости, скромности, аккуратности, любви и уважения к родителям и окружающим людям. Работа с детьми осуществляется по программе «С чего начинается Родина», разработанной в 2004 году, с изменениями и дополнениями (2009г.)

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Она представлена единством трёх компонентов:

o «среда» обитания» в группе детского сада;

o развивающая среда и ландшафтный дизайн на территории;

o развивающие функциональные пространства в помещении ДОУ.

Создавая «среду обитания» ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т.д.

Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещение групповой комнаты, наилучшим образом представлено так называемым принципом комплексирования и свободного зонирования. Иначе говоря, созданы помещения, в которых развивающая среда располагается в разных функциональных пространствах – зонах:

*кабинет

* изостудия

* мастерская

*театральная

* игровая

* уголок живой природы

* физкультурный уголок

* уголок «уединения»

* уголок науки

Огромное значение придается организации развивающего пространства не только в групповых детского сада, но и в рекреациях и на территории. Это, прежде всего, Экологическая тропа.

Все 18 видовых точек имеют оздоровительное, познавательное, развивающее и эстетическое значение:

Ø «Грибная полянка»

Ø «Альпийские горки»

Ø «Лужок»

Ø «Камень»

Ø «Редкое дерево»

Ø «Клён»

Ø «Пень»

Ø «Фитоклумба»

Ø «Кустарник»

Ø «Мельница»

Ø «Огород»

Ø «Колодец»

Ø «Солнечные часы»

Ø «Водоём»

Ø «Птичья столовая»

Ø «Муравейник»

Ø «Береза»

Ø «Удивительные растения»

Кроме Экологической тропы на территории созданы:

Ø Уголок сказки

Ø Фрегат

Ø Мини – крепость

Ø Фонтан

Воспитатели проводят наблюдения за живой и неживой природой, организуют трудовую деятельность и

экспериментирование.

Полноценное развитие ребёнка не может происходить только внутри его детского мирка, для него нужен выход в широкий мир – мир взрослых. Именно поэтому в образовательном учреждении должны присутствовать все три масштаба развивающей среды, в которой действует ребёнок. Вот почему особое внимание коллектив уделяет пространству внутри сада, созданию развивающих функциональных помещений, обеспечивающих всю полноту деятельности ребенка и развития следующих качеств его личности: любознательности, сообразительности, жизнерадостности. Обрудованы следующие зоны:

— Зимний сад;

— мини – музей;

— физкультурно – игровые и оздоровительные комплексы;

— музыкально – театральная среда;

— студия дополнительного образования;

— развивающая среда в рекреациях и лестничных маршах.

3) Одним из направлений работы детского учреждения является социально – личностное развитие детей, которое предполагает формирование положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности. Педагоги ДОУ практикуют использование в работе с детьми коммуникативных, творческих, режиссерских игр, при этом сами активно включаясь в них, выступая не «руководителем», а партнером, показывая личным примером уважительное отношение к каждому воспитаннику, подчеркивая значимость и неповторимость его личности. Воспитатели проводят тренинги социально – психологической компетентности детей 5 – 7 лет, руководствуясь пособием «Психологические занятия — тренинги в детском саду» Л.Н.Башлаковой. Эта работа осуществляется как в повседневной жизни детей в виде игр и упражнений, так и на традиционных занятиях, а также на занятиях – тренингах.

В учреждении созданы условия для повышения правовой культуры всех участников правовоспитательного процесса, подкрепленного содержательным и наглядным материалом. В образовательный процесс, начиная со старшего возраста, включаются занятия по формированию у детей правовой компетентности, ознакомлению в доступной форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения.

В студии дополнительного образования оборудована комната ОБЖ. Здесь занимаются дети кружка «Светофорчик». Под руководством воспитателя они изучают правила пожарной безопасности и поведения в опасных ситуациях. Кабинет оснащен разнообразной наглядностью, играми и пособиями.

В последние годы в ДОУ осуществляется работа по сопровождению детей с ограниченными возможностями. В настоящее время ДОУ посещают 3 ребенка – инвалида.

Кроме этого функционирует Центр поддержки детей, не посещающих дошкольное учреждение, т.е. работают группы кратковременного пребывания.

4) Коллектив решает задачи развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Эти задачи решаются в музыкальной деятельности: танцах, пении, игре на музыкальных инструментах. Каждое занятие музыкой превращается в настоящий маленький праздник, где в непринужденной обстановке выявляются и развиваются музыкально – ритмические способности каждого ребенка.

Стало традицией проведение разнообразных досугов, праздников, развлечений: «День Знаний», » День города», «Праздник осени», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «Праздник наших мам», «Выпускной бал».

Приобщая дошкольников к истокам народного творчества и православной культуры, ежегодно организуем «Рождественские святки», хождение «ряженых», «Масленицу», «Сороки», «Пасху» и др.

Проводим нетрадиционные музыкальные развлечения и конкурсы, способствующие выявлению юных талантов: «Осенние звездочки», «А ну-ка, девочки», «Молодецкие игры», «Минута славы» и т.д

Важную роль в воспитании играет личность воспитателя: его жизненные ценностные ориентиры и профессионализм. Увлечения педагогов позволили создать кружки по художественно-эстетическому направлению:

— вокальный;

— театральный;

— танцевальный;

— ритмике;

— ручному труду «Умелые ручки»;

— ОБЖ;

— шахматный;

В целях поиска механизмов, повышающих качество образовательного процесса, организовано дополнительное образование с детьми. Отработана система кружковой работы: компьютерного, оздоровительного, театрального, танцевального, по ОБЖ, ритмике, шахматам и ручному труду. Кружковой работой всего охвачено 120 детей (15 – 20 детей в каждом кружке). С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педсоветы, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, консультации, мастер – классы.

Совершенствованию творчества и мастерства способствуют конкурсы, проводимые в ДОУ среди воспитателей: «Готовность группы к учебному году», «Лучшая площадка», «Лучшая клумба», «Осенний букет», «Оригами для педагога», «Лучшая сюжетная игра» и т.д.

За последние пять лет наблюдается значительный рост педагогов, повышающих свою квалификацию, профессионализм и качество работы.

Какие бывают группы в садике: классификация по возрастам и другим критериям

Малышей определяют в группы в садике по возрастам. При таком градации учитываются особенности развития, применяется соответствующая программа обучения и воспитания.

У каждой возрастной группы есть свои функции и задачи.

Распределение детей в садике по возрасту

Развитие ребенка проходит поэтапно. В детском саду это учитывают, поэтому формируют группы по возрастам.

Такое разделение является основным для всех дошкольных учебных заведений.

Группы в садике по возрастам:

  • ясельная;
  • младшая;
  • средняя;
  • старшая;
  • подготовительная.

Ясельная

В ясли записывают детей до двухлетнего возраста. Основной целью является уход и сохранение здоровья крохи. Это считается главным отличием от младших и средних групп ДОУ, в которых дополнительно присутствует образовательное направление.

К воспитателям яслей предъявляются особые требования. Они должны иметь педагогическое образование, знания в сфере педиатрии. Подтверждением квалификации являются дипломы, сертификаты.

У родителей часто возникает вопрос, с какого возраста можно оформлять кроху в ясельную группу. По закону мать имеет право определить своего малыша в ДОУ с двухмесячного возраста.

Позаботиться о зачислении крохи в детский сад стоит заранее, чтобы успеть записаться в нужную организацию. Существует электронная очередь в ДОУ. Специалисты советуют обеспокоиться записью ребенка в нее уже с рождения.

Ясельные группы есть не во всех ДОУ. Ведь многие родители оформляют свое чадо в садик с трехлетнего возраста. Поэтому, планируя отдать малыша в ясли, стоит поинтересоваться, в каких учреждениях имеется такая группа.

Младшая

В младшие группы детского сада зачисляют детей 2-4 лет. Подразделяются на две категории: первая (сюда входят малыши 2-3-летнего возраста) и вторая (это ребята 3-4 лет). Основной формой деятельности для таких детей выступает игра.

Младшая группа

В ходе сюжетно-ролевых занятий малыши получают знания о выстраивании отношений с одногодками, манере поведения в той или иной жизненной ситуации. Обучающая программа направлена на тренировку мышления, памяти, становление речи. Воспитатель стимулирует развитие самостоятельности.

Занятия с детьми 2-4-летнего возраста отличаются сложностью. К воспитателям предъявляются высокие требования. Они должны иметь не только знания в плане ухода за малышами, но и относительно их воспитания, развития. Хороший специалист сразу найдет подход к любому ребенку, выстроит с ним доверительные отношения. Дети младшей группы нередко болеют. Это объясняется их социализацией.

Детей младшей группы обучают следующему:

  • быстро ориентироваться в пространстве;
  • повторять действия за взрослыми;
  • различать геометрические фигуры;
  • понимать, где право и лево, лицевая и изнаночная сторона одежды;
  • выполнять действия последовательно;
  • ухаживать за декоративными цветами;
  • помогать взрослым.

Средняя

В среднюю детсадовскую группу входят малыши 4-5 лет. В этом возрасте многие стремятся подражать взрослым. Поэтому основным направлением в таких группах ДОУ является формирование морально-этических и нравственных представлений.

В возрасте 4-5 лет дети становятся личностью. Они начинает критично оценивать окружающих и себя. Проявляются первые индивидуальные черты характера. Дети становятся более самостоятельными. Все это учитывается при составлении программ ДОУ.

Детей средней группы обучают следующему:

  • устанавливать связь между предметами и явлениями;
  • выстраивать отношения с другими людьми;
  • элементарным математическим представлениям.

Ребятам дают новые знания об окружающей среде для развития кругозора. Также в обучающую программу включено совершенствование речи. Проводится тренировка мелкой и крупной моторики, развитие логического мышления.

По мере взросления игры постепенно сменяются серьезными полезными занятиями, каждое из которых дает определенные знания. Проводятся уроки рисования, лепки, физкультура. Малышей знакомят с художественной литературой и музыкой. Развитие ребенка в старшей группе ДОУ является определяющим для подготовки его к школе.

Старшая

В нее зачисляют детей 5-6-летнего возраста. Как правило, все ребята являются выпускниками средней группы, поэтому уже многое знают и умеют. Тут происходит совершенствование навыков, дальнейшее развитие. Занятия длятся обычно около 20-25 минут. Есть перерывы – физкультминутки – для отдыха и отвлечения ребенка.

В программу развития и обучения для старшей группы детского сада входит:

  • общение на разные темы, расширение кругозора;
  • совершенствование речи. Дети 5-6 лет могут не только слушать, но и понимать взрослого, свободно с ним разговаривать, рассуждать;
  • развитие волевых и интеллектуальных качеств;
  • знакомство с детскими произведениями разных жанров;
  • формирование личностных качеств: солидарности, сочувствия, доброты. Ребенка учат осознанию ответственности за совершенные действия;
  • тренировка памяти, повышение концентрации внимания.

В старшей группе воспитатели проводят занятия по математике, рисованию, физкультуре, лепке, музыке, конструированию. Упор делается на становление социальных взаимоотношений. Это способствует всестороннему развитию крохи, подготовке его к поступлению в школу.

Подготовительная

Подготовительная группа предназначена для детей 6-7 лет. Это последний год пребывания в садике. Упор делается на подготовку ребенка к поступлению в первый класс школы.

Проводятся занятия по чтению, рисованию, физкультуре. Детей знакомят с правилами дорожного движения, особенностями поведения на улице.

Проводится усиленная подготовка к таким школьным предметам: математика, окружающий мир, литература. Также устраиваются театрализованные представления с танцами и музыкой. Практикуются комплексные занятия. Они являются действенным средством для дальнейшего развития.

День детей подготовительной группы расписан почасово. Как правило, ребята уже привыкли к распорядку и планированию своих действий. Они стараются придерживаться определенного графика и дома.

Примерный распорядок дня в подготовительной группе ДОУ:

  • переодевание;
  • самостоятельная деятельность детей до сбора группы;
  • утренняя гимнастика;
  • завтрак;
  • игры в коллективе;
  • тематические занятия согласно методическому план;
  • прогулка на улице;
  • обед;
  • послеобеденный сон;
  • подъем. Проведение водных процедур;
  • полдник;
  • самостоятельные игры;
  • прогулка;
  • ужин;
  • возвращение домой.

Существуют также разновозрастные группы в детских садиках. В них активно применяется методика развития Монтессори. Дети разных возрастов обмениваются своими навыками и умениями в ходе совместной деятельности.

Специализированные группы

Разделение детей в ДОУ проводится не только по возрасту, но и по целям, характеру пребывания. Также в учет берутся особенности психики и физиологическое состояние ребенка.

Сегодня в детсадах России действуют такие специализированные группы:

  • ГКП или кратковременного пребывания. Встречаются в ДОУ редко. Они предназначены для тех детей, которых родители еще не готовы оставить на целый день. Как правило, в такую группу входит не более 15 человек. Это позволяет реализовать индивидуальный подход в развитии крохи. В некоторых садиках ГКП совмещена с обычной группой;
  • логопедическая. Подходит для детей, у которых наблюдаются проблемы с произношением. С ребятами занимаются логопеды. Цель занятий заключается в коррекции дефектов речи и обогащении словарного запаса;
  • для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Группа отличается своей неоднородностью. Ее посещают дети со зрительными, слуховыми нарушениями, проблемами с опорно-двигательным аппаратом. Также сюда зачисляют малышей с задержкой развития, различными эмоциональными расстройствами. С детьми работают специалисты, которые помогают им устранить нарушение, овладеть необходимым уровнем знаний;
  • летняя. Это разновозрастная временная группа ДОУ. Создается на летний период. Упор делается на развлечения, а не на образование. Для детей организовываются походы, подвижные игры, экскурсии.

Видео по теме

О том, как подготовить ребенка к садику, в видео:

Таким образом, все родители сталкиваются с проблемой оформления ребенка в детский сад. В ДОУ принято формировать группы детей. Разделение ребят проводится по разным классификационным признакам: возрасту, цели и характеру пребывания, индивидуальным особенностям развития и физического состояния.

Побеспокоиться об оформлении малыша в садик рекомендуется заранее. Существует электронная очередь, в которую лучше поставить кроху сразу после рождения, чтобы успеть попасть в определенное ДОУ.

О лучших технологиях и методиках работы в разновозрастной группе рассказывает Татьяна Волкова. Татьяна более 15 лет работала в системе дошкольного и школьного образования педагогом-практиком, в том числе воспитателем и методистом в детском саду. Автор практических и методических пособий по вопросам дошкольной педагогики, транслирует отечественный опыт за рубежом, знакомится с зарубежными практиками и знакомит с ними российских коллег.

Привычная российская практика

В большинстве российских детских садов деление детей на группы в зависимости от возраста – нормальная и давно всем привычная практика. Путь детей от младшей группы до подготовительной – это традиционный путь в системе российского дошкольного образования.

Но из любого правила есть исключения. Например, в сельских малокомплектных детских садах, в садиках, работающих по вальдорфской методике, в группах кратковременного пребывания, в специальных, коррекционных, инклюзивных группах, а также в домашних и семейных детских садах норма – как раз разновозрастный состав.

Сейчас практика организации и работы в разновозрастной группе активнее всего развивается в семейных детских садах. За 10 лет развития данной формы образования накоплен большой опыт по работе с детьми в разновозрастной группе.

Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы, воспитателям, работающим в разновозрастной группе, довольно непросто достигать достаточного уровня знаний и умений детей в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен

  • знать программы всех возрастных групп;
  • уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;
  • обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Самая главная особенность организации работы в разновозрастной группе — это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает множество сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим.

Подобная атмосфера может быть создана только в небольшой группе, в которой индивидуальный подход действительно возможен.

В разновозрастной группе воспитатель должен варьировать формат занятий с детьми: индивидуально, с разбивкой на подгруппы или одновременно со всеми. Индивидуальные занятия, равно как и объединение в подгруппы, не всегда приемлемы, поскольку, например, дети в многодетной семье, как правило, очень дружны, и если они что-то делают, то только все вместе. Соответственно, остаётся только проведение занятий одновременно со всей группой.

При проведении таких занятий взрослому необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, а также уловить настроение каждого ребенка и его заинтересованность в данном конкретном занятии, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Практика Западной Европы

Там в большинстве дошкольных учреждений воспитательно-образовательный процесс организуется именно с учетом разновозрастного состава детей, а не посредством разделения их на возрастные группы. И как показывает практика, такой подход более эффективен, он позволяет детям более активно взаимодействовать не только с ровесниками, но и со старшими и младшими воспитанниками, учиться выстраивать разные отношения, осваивать разные виды коммуникаций.

Например, в Германии, если группы разновозрастные, а в детском саду не очень много воспитанников, то дети свободно передвигаются по его помещениям.

Обычно весь разновозрастной состав детей (преимущественно от 3 до 7 лет) не делится на отдельные группы или подгруппы, воспитанники могут по своему усмотрению объединяться для выбранных ими дел или делать что-либо отдельно от других. Воспитатели закрепляются, таким образом, не за группой детей, как свойственно традиционным детским садам в России, а за помещением, в котором в течение дня бывают дети всех возрастов, например, лабораторией, библиотекой, творческой мастерской или спортивным залом. Основной акцент в деятельности воспитателей ставится на выстраивании пространства, в котором ребенок получает разнообразный опыт.

Если же проектная мощность детского сада достаточно велика, то и рамки передвижения по учреждению строже, и группы детей чаще одновозрастные, в целях реализации более оптимальной и рациональной образовательно – воспитательной работы.

Помещения оснащены по принципу «избыточной достаточности» и доступности, то есть так, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно найти нужный материал или оборудование.

В большинстве дошкольных образовательных организациях Германии существует не программа, а «концепция образования». В теории вырабатываются, а в практике принимаются только основные концептуальные основы организации дошкольного образования, и уже в каждом конкретном детском саду педагоги самостоятельно принимают решение, что и как они будут делать, чтобы им соответствовать. В детском саду может быть от 30 до 300 воспитанников, в зависимости от вместимости и ресурсного оснащения конкретного детского сада. В группе обычно работают 2 воспитателя и один помощник (ассистент). По норме на одного воспитателя при этом приходится от 9 до 15 детей. В среднем, если сад крупный, в группе находятся 24 ребенка. Количество рабочих часов воспитателя регулируется его договором с учреждением.

В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования.

Педагоги так строят работу с детьми, чтобы каждый ребенок развил коммуникативные навыки (речевое развитие, взаимодействие с людьми, умение действовать самостоятельно или в группе детей). Большое внимание уделяется формированию системы моральных ценностей. Даются основы математических знаний, природы, техники (в том числе и информационной), музыкальной культуры. Важное место в работе педагогов занимает развитие физических способностей, ловкости, координации детей, их представлений о здоровом образе жизни. Все это реализуется через игровую деятельность разновозрастных объединений, в которые дети собираются по своему желанию и на произвольный промежуток времени.

От редакции: Возраст не важен — такова концепция специалистов, ратующих за разновозрастные группы в детских садах. Но, как показывает практика, внедряемая вот уже несколько лет в наших детсадах, этот подход не всем по душе. Приглашаем вас, уважаемые родители, к обсуждению этой темы и порассуждать над вопросом — надо ли, чтобы разновозрастные детсады стали нормой в стране?

Возрастные особенности детей (для всех групп ДОУ) статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (2 – 3 года).

В раннем возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов.

Основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:

— становление продуктивного целеполагания

— развитие речевого общения

— формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

У ребенка начинает активно развиваться предметная деятельность, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление. Общение ребенка и взрослого носит ситуативно – деловой характер.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями, приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы.

В ходе совместной предметной деятельности со взрослым продолжает развиваться понимание речи. слово отделяется от ситуации и принимает самостоятельное значение. Интенсивно развивается активная речь детей. К третьему году жизни речь становиться средством общения ребенка со сверстниками.

Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. Он хочет все делать сам – в своей самостоятельной сюжетно – отобразительной игре воспроизводит с помощью предметов – заместителей отдельные простые события повседневной жизни; много и разнообразно играет.

Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных обучающих и подвижных играх, которые в свою очередь обогащают его самостоятельную сюжетно — отобразительную игру.

В конце раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры. Ребенок уже многое знает и умеет, хочет быть не просто «повелителем» вещей», но и распорядителем отношений, т.е. взять на себя какую-либо роль.

В игре впервые появляется инициатива ребенка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком творческого начала в его деятельности.

Возрастные особенности психического развития детей

младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

В младшем возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются его физиологические функции и процессы. Активно формируется костно – мышечная система.

На четвертом году жизни в число основных направлений психического развития входят:

— становление образа Я – осознанных представленпй о себе и устойчивого отношения к себе

— дальнейшее развитие продуктивного целеполагания

— взаимоотношения со сверстниками.

В период от 2,5 до 3,5 лет ребенок переживает так называемый кризис трех лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе, но в то же время ожидают, что взрослый будет их направлять и поддерживать.

На четвертом году жизни продолжается развитие продуктивного целеполагания. Между отдельными целями появляется связь. Появляется интерес к образцам и возможность воспроизводить их.

Трехлетний ребенок – неутомимый деятель. Он с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом. В то же время он еще не способен выслушивать долгие рассказы о чем-то, что он не может непосредственно воспринимать. Он активно познает и исследует то, с чем он может практически действовать. Его способность наблюдать, делать простейшие выводы стала более совершенной.

Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что-то умеет, гордится своими умениями. Интерес к средствам и способам практических действий создает в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости. Если в 2 года ребенок доволен любым результатом работы, то в 3 года он становится более критичным, более реально оценивает их, сопоставляя результат с образом цели.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают заменителями других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игре. Они скорее играют рядом, чем вступают в активное игровое взаимодействие.

В этом возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательно управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Продолжает развиваться половая идентификация детей, что проявляется в характере выбираемых сюжетов и игрушек.

Возрастные особенности психического развития детей

среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет).

Пятый год жизни существенно отличается как от предшествующего – младшего дошкольного возраста, так и от последующего — старшего. Этот возраст является сензитивным для развития детской любознательности.

К четырем годам речь ребенка становиться для него средством общения, средством выражения своих мыслей и рассуждения. Это открывает новые возможности, как для познания мира, так и самостоятельной организации совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.

Существенно увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации. Рассказ становится теперь эффективный способам расширения кругозора детей. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно – следственные отношения. Дети пробуют строить и свои первые умозаключения.

Еще одна особенность этого возраста – буйный расцвет так называемых фантазий. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются игровые взаимодействия. Они указывают на то, что ребенок начинает отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради самих действий, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействия детей.

Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний – это жизнерадостный человечек, который преимущественно прибывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся психически более выносливы (что связано в свою очередь и с возрастающей психической выносливостью).

У детей этого возраста начинает складываться произвольное запоминание, развивается образное мышление.

Изменяется характер общения ребенка со взрослым – ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной похвала. Это приводит к повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет сособй возрастной фенромен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность, что ведет к детализации образа Я ребенка.

Основными направлениями развития ребенка этого возраста являются:

— способность оперировать в уме представлениями о предметах и событиях, т.е. выполнение внутренних, а не только практических внешних действий

— новые взаимоотношения со сверстниками.

Возрастные особенности психического развития детей

старшего дошкольного возраста (5 — 7 лет)

В старшем дошкольном возрасте лет в психике ребенка наблюдаются принципиально новые образования:

— произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти)

— изменения в образе «Я»

— особенности общения сверстников.

На шестом году жизни в детских целях появляется другое содержание. Дети стараются как-то повлиять на себя самого, свою память, внимание, восприятие, для того, чтобы овладеть и управлять ими. Это новое изменение в деятельности и её целях и есть произвольность психических процессов, которая характеризуется следующим:

  • Осуществление того или иного психического процесса становиться целью (запомнить, говорить и пр.)
  • Ребенок осознает эту цель, т.е. отдает себе отчет в том, что он именно запоминает поручение, обдумывает ответ на загадку, и т.д.
  • Психические процессы как бы отделяются от практической деятельности и общения, частью которых они прежде были (ребенок играет и попутно запоминал названия машин). Они становятся самостоятельными.

Изменения в образе Я связаны с тем, что после 6 лет наряду с представлениями о том, каков ребенок на сегодняшний день, т.е. Я – реальное, появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть, — Я –идеальное, и представления о том, кем и каким он не хотел бы быть ни в коем случае, — Я – отвергаемое. Разумеется, этот процесс еще только зарождается, и потому имеет несколько специфичные формы. Так. Я – идеальное у дошкольника приобретает форму желания быть похожим на какой-либо персонаж сказки, фильма, знакомого человека. Ребенок может воображать себя этим персонажем. Не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества.

Появление Я-идеального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации.

Еще одно важное событие, происходящее в психике детей 5-7 лет – это изменения в общении со сверстниками. В этом возрасте сверстник приобретает по-настоящему серьезное значение в жизни каждого ребенка. В группе возникают симпатии и антипатии.

Продолжается половая идентификация детей со взрослыми.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности, структурированием игрового пространства, высокой продуктивностью изобразительной деятельности, применением обобщенных способов обследования предметов. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов, развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств, развиваются умения обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *