Писатель веллер биография

Веллер, Михаил Иосифович

Михаил Веллер

Дата рождения

20 мая 1948 (71 год)

Место рождения

Каменец-Подольский

Гражданство (подданство)

  • СССР
  • Эстония

Род деятельности

прозаик, журналист

Жанр

рассказы, публицистика

Язык произведений

русский

Награды

mweller.ru

Произведения на сайте Lib.ru

Медиафайлы на Викискладе

Цитаты в Викицитатнике

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Веллер.

Михаи́л Ио́сифович Ве́ллер (род. 20 мая 1948, Каменец-Подольский, Украинская ССР) — русский писатель.

Член Российского ПЕН-Центра, International Big History Association, Российского философского общества, Эстонского Союза писателей.

Биография

Детство. Учёба

Родился 20 мая 1948 года в еврейской семье в Каменец-Подольском, откуда происходила его мать и где жила её семья. Когда ему было два года, отца, выпускника Военно-медицинской академии, перевели в Забайкальский край под станцию Туринская Забайкальской железной дороги, где тот в звании майора служил полковым врачом. Мать (выпускница Черновицкого медицинского института) и дед со стороны матери тоже были врачами. Семья отца жила в Санкт-Петербурге в нескольких поколениях. И. А. Веллер, будучи заведующим офтальмологической службой Могилёвской областной психиатрической больницы, впервые в офтальмологической практике использовал местную баротерапию при различных заболеваниях роговицы и радужной оболочки (1971), составил методические рекомендации Министерства здравоохранения БССР «Побочное действие психотропных препаратов на орган зрения» (1979), опубликовал другие научные труды в этой области.

До шестнадцати лет постоянно менял школы в связи с переездами семьи по гарнизонам Дальнего Востока и Сибири. В 1966 году оканчивает школу № 3 в Могилёве с золотой медалью и поступает на отделение русской филологии филологического факультета Ленинградского университета.

Летом 1969 года на спор, без денег добирается за месяц из Ленинграда до Камчатки, используя все виды транспорта, и обманом получает пропуск для въезда в «пограничную зону».

В 1970 году уходит в академический отпуск. Весной уезжает в Среднюю Азию, где бродяжничает до осени. Осенью переезжает в Калининград, сдаёт экстерном ускоренный курс матроса второго класса и уходит в рейс на рыболовном траулере.

В 1971 году восстанавливается в университете, работает старшим пионервожатым в школе и относит свой первый рассказ в университетскую стенную газету.

В 1972 году защищает диплом по теме «Типы композиции современного русского советского рассказа».

Работа

После окончания университета был призван в армию, около полугода служил офицером в артиллерийской части, затем был комиссован. В 1972—1973 годах работал по распределению в Ленинградской области воспитателем группы продлённого дня начальной школы и учителем русского языка и литературы в сельской восьмилетней школе, откуда уволился по собственному желанию.

Устраивается рабочим-бетонщиком цеха сборных конструкций ЖБК-4 в Ленинграде. В качестве вальщика леса и землекопа выезжает летом 1973 года с бригадой «шабашников» на Кольский полуостров и Терский берег Белого моря.

В 1974 году работает в Государственном музее истории религии и атеизма (Казанском соборе) младшим научным сотрудником, экскурсоводом, столяром, снабженцем и заместителем директора по административно-хозяйственной части.

В 1975 году — корреспондент заводской газеты Ленинградского обувного объединения «Скороход» «Скороходовский рабочий», и. о. завотделом культуры, и. о. завотделом информации. Первые публикации рассказов в «официальной прессе».

С мая по октябрь 1976 года перегонял импортный скот из Монголии в Бийск, маршрут пролегал по Алтайским горам. Вспоминал это время как лучшее в своей жизни, что нашло отражение в ряде произведений.

В 1982 году работает охотником-промысловиком в госпромхозе «Таймырский» в низовьях реки Пясины.

Летом 1985 года работает в археологической экспедиции в Ольвии и на острове Березань, осенью и зимой — рабочий-кровельщик.

С 2006 по 2014 год вёл еженедельную передачу на Радио России «Поговорим с Михаилом Веллером».

C 18 октября 2015 года по 27 апреля 2017 вёл авторскую передачу «Подумать только» на радио «Эхо Москвы».

Творчество

На презентации книги «Подумать только», 2017

Вернувшись осенью 1976 года в Ленинград, переключается на литературную работу, первые рассказы отклоняются всеми редакциями.

Осенью 1977 года посещает семинар молодых ленинградских фантастов под руководством Бориса Стругацкого.

В 1978 году появляются первые публикации коротких юмористических рассказов в ленинградских газетах. Подрабатывает литературной обработкой военных мемуаров при издательстве «Лениздат» и написанием рецензий для журнала «Нева».

Осенью 1979 года переезжает в Таллин (Эстонская ССР), устраивается на работу в республиканскую газету «Молодёжь Эстонии». В 1980 году увольняется из газеты и вступает в «профсоюзную группу» при Союзе писателей Эстонии. Появляются первые публикации в журналах «Таллин», «Литературная Армения», «Урал». С лета по осень путешествует на грузовом судне из Ленинграда в Баку, публикуя путевые репортажи в газете «Водный транспорт».

В 1981 году пишет рассказ «Линия отсчета», где впервые оформляет основы своей философии.

В 1983 году выходит первый сборник рассказов, который назывался «Хочу быть дворником». На Московской международной книжной выставке-ярмарке права на книгу продаются за рубеж. В 1984 году книга переводится на эстонский, армянский, бурятский языки, отдельные рассказы издаются во Франции, Италии, Голландии, Болгарии, Польше.

Получает рекомендации для вступления в Союз писателей СССР от Бориса Стругацкого и Булата Окуджавы.

В 1988 году в журнале «Аврора» опубликована повесть «Испытатели счастья», с изложением основ его философии. Выходит вторая книга рассказов — «Разбиватель сердец». В том же году Веллера принимают в Союз писателей СССР. Работает заведующим отделом русской литературы таллинского русскоязычного журнала «Радуга».

В 1989 году выходит в свет книга «Технология рассказа».

В 1990 году выходит книга «Рандеву со знаменитостью». Рассказ «Узкоколейка» публикуются в журнале «Нева», рассказ «Хочу в Париж» — в журнале «Звезда», рассказ «Положение во гроб» — в журнале «Огонёк». По рассказу «А вот те шиш» поставлен художественный фильм на Мосфильмовской студии «Дебют». Основатель и главный редактор первого в СССР еврейского культурного журнала «Иерихон». В октябре-ноябре читает лекции по русской прозе в университетах Милана и Турина.

В 1991 году в Ленинграде под маркой эстонского издательства «Периодика» выходит первое издание романа «Приключения майора Звягина».

В 1993 году тиражом 500 экземпляров Эстонским фондом культуры издаётся в Таллине книга новелл «Легенды Невского проспекта». В этой книге, стилизованной под «городской фольклор», наряду с вымышленными героями автор изображает и реальных персонажей, приписывая им порой вымышленные истории, но читатели воспринимают эту выдумку как правду и смеются над тем, чего не было, но могло быть в соответствии с духом времени.

Топ-десятку «Книжного обозрения» 1994 года возглавляет очередное стотысячное издание «Приключений майора Звягина». Читает лекции по современной русской прозе в университете города Оденсе (Дания).

В 1995 году петербургским издательством «Лань» массовыми дешёвыми изданиями выпускается книга «Легенды Невского проспекта». Следуют переиздания всех книг в «Лани», издательствах «Вагриус» (Москва), «Нева» (Санкт-Петербург), «Фолио» (Харьков).

С сентября 1996 года по февраль 1997 года полгода проводит с семьей в Израиле. В ноябре выходит новый роман «Самовар» в иерусалимском издательстве «Миры». Читает лекции по современной русской прозе в Иерусалимском университете. Весной 1997 года возвращается в Эстонию.

В 1998 году выходит восьмисотстраничная философская «всеобщая теория всего» «Всё о жизни», с изложением теории энергоэволюционизма.

Поездка по США в 1999 году с выступлениями перед читателями в Нью-Йорке, Бостоне, Кливленде, Чикаго. Выходит книга рассказов «Памятник Дантесу».

В 2000 году выходит роман «Гонец из Пизы» («Ноль часов»). Переезд в Москву.

По заявлению самого́ Веллера, репортёры НТВ считают именно его автором крылатого выражения «лихие 90-е», которое было впервые упомянуто в «Кассандре».

В 2001 году написана «Кассандра» — следующая итерация философии Веллера, написанная тезисно и местами даже академически. Появляется и название философской модели: «энерговитализм». Но уже через два года выходит сборник «Б. Вавилонская», где в рассказе «Белый ослик» она теперь называется «энергоэволюционизм». Там же автор приводит отличительные признаки своей модели.

6 февраля 2008 года решением президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса Михаил Веллер был награждён орденом Белой звезды 4 класса. Орден был вручён 18 декабря 2008 года на неофициальной встрече в посольстве Эстонии в Москве.

В 2009 году вышла в свет книга «Легенды Арбата», в 2010 году — социологический трактат «Человек в системе», в 2011 году — «Мишахерезада».

В 2014 году была опубликована книга «Любовь и страсть» — обзор шедевров мировой литературы, посвящённых любви.

Живёт в Москве.

Философские взгляды. Энергоэволюционизм

Философские взгляды Михаила Веллера излагались им в разных произведениях, начиная с 1988 года, пока не были обобщены автором в единую теорию, названную в итоге энергоэволюционизмом. Основы энергоэволюционизма заключаются в том, что существование Вселенной рассматривается как эволюция первичной энергии Большого Взрыва, и эта энергия связывается в материальные структуры, все более сложные, которые, в свою очередь, распадаются с выделением энергии, и эти циклы идут с ускорением. Существование же человека рассматривается Веллером субъективно как сумма ощущений и стремление к получению максимально сильных ощущений, а объективно — как стремление к совершению максимальных действий по изменению окружающей среды, поскольку человек получает ощущения через действия. Таким образом, человечество, наращивая прогресс цивилизации, захватывает свободную энергию и, преобразуя, выделяет энергию наружу в увеличивающихся масштабах и с увеличивающейся скоростью, преобразуя окружающую материю и тем самым находясь на острие эволюции Вселенной. Категории морали, справедливости, счастья и любви рассматриваются как психологическое и социальное обеспечение для стремления биосистемы к совершению максимальных действий по преобразованию достижимой части Вселенной. Конец истории экстраполируется как действие постчеловечества по выделению всей энергии вещества Вселенной, то есть, фактически, Нового Большого Взрыва, который уничтожит нашу Вселенную и явится зарождением Новой.

В качестве своих предшественников в статье «Информационно-теоретическое предшествие энергоэволюционизма» («Вестник российского философского общества» № 2, 2012) и других работах сам Веллер называет многих философов, прежде всего:

  • Артура Шопенгауэра,
  • Герберта Спенсера,
  • Вильгельма Оствальда и
  • Лесли Уайта.
  • В 2010 году на Международном философском форуме в Афинах выступает с докладом по своей теории, удостоенным медали форума.
  • В 2011 году на Лондонской международной книжной ярмарке проходит презентация четырёхтомника М. Веллера:
    • «Энергоэволюционизм»,
    • «Социология энергоэволюционизма»,
    • «Психология энергоэволюционизма»,
    • «Эстетика энергоэволюционизма».
  • В рамках Дней философии-2011 в Санкт-Петербурге выступает:
    • на пленарном симпозиуме «Власть и ценности» с докладом:
      • «Стремление социума к структуризации как причина и источник власти»
    • и на международной конференции «Смысл жизни: обретение и утрата» с докладом:
      • «Потребность в смысле жизни как социальный системообразующий инстинкт».
  • «Российская философская газета» (2011, № 9) публикует эссе Веллера «Схлопывание цивилизации».
  • Журнал «Философские науки» (2012, № 1) открывается статьёй Веллера «Власть: синергетическая сущность и социальная психология».
  • В феврале 2012 году на открытии Международного конгресса «Global Future 2045» выступает с пленарным докладом о сущности энергоэволюционизма и роли человека во Вселенной.
  • В апреле 2012 году выступает с докладом «Энергоэволюционизм» в Институте философии РАН.
  • В июне 2012 года на 4-м Всероссийском философском конгрессе выступает с докладом «Историко-социологические аспекты энергоэволюционизма».
  • В августе 2012 года принимает участие в работе Учредительной конференции Международной Ассоциации Большой Истории (International Big History Association) в г. Гранд-Рэпидс (США).
  • В разные годы читал лекции по философии с изложением своей теории на факультете социологии МГУ, кафедре философии МГИМО, факультете журналистики Иерусалимского университета.

Политические взгляды

В сентябре 2011 года Михаил Веллер призвал голосовать за КПРФ, утверждая: сменяемость власти должна дать всем партиям понимание, что на следующих выборах «переизберут и выкинут партию», если она не удовлетворит ожиданиям избирателей. Также он убеждён, что КПРФ — единственная независимая партия на 2011 год. Веллер заявил, что голосовать нужно обязательно, даже если не нравится ни одна партия, так как «хоть что-то в этих авгиевых конюшнях будет прочищено».

В интервью, данном в августе 2012 года, Веллер предсказал, что через полтора года в стране неминуемо произойдёт крах существующей власти, однако, по его мнению, «очень сомнительно», что к власти придут коммунисты.

В мае 2014 года, характеризуя политико-экономическую ситуацию в России, отметил: «Доходы теперь перераспределяются так, чтобы верхушка получала настолько много, насколько можно, а низам давали бы настолько мало, насколько можно».

Критика

Философ Давид Дубровский критиковал Веллера за дилетантизм в области философии, характеризуя энергоэволюционизм как «смесь банальностей, общих мест с теоретически неясными, некорректными утверждениями». Дубровский цитирует интервью с Веллером:

«Вы меня извините, в современной России не существует философии, кроме, простите великодушно, моего энергоэволюционизма»
Михаил Веллер, Независимая газета, 29 мая 2008.

Сергей Довлатов писал Андрею Арьеву:

Что делается с сов. литературой? У нас тут прогремел некий М. Веллер из Таллина, бывший ленинградец. Я купил его книгу, начал читать и на первых трёх страницах обнаружил: «Он пах духами» (вместо «пахнул»), «продляет» (вместо «продлевает»), «Трубка, коя в лавке стоит 30 рублей» (вместо «коия», а ещё лучше — «которая»), «снизошёл со своего Олимпа» (вместо «снизошёл до»). Что это значит?

> Семья

  • Жена — Анна Агриомати
    • Дочь — Валентина (род. 1987)

Скандалы

15 марта 2017 года Михаил Веллер во время съёмок программы на телеканале «ТВЦ» вышел из себя и бросил стакан в ведущего. Веллер объяснил свой поступок тем, что он теряет над собой контроль, когда ему заявляют, что он говорит неправду.

27 апреля 2017 года Михаил Веллер во время прямого эфира на радиостанции «Эхо Москвы» устроил скандал, посчитав, что ведущая Ольга Бычкова сбивает его с мысли. Бычкова в ответ заявила, что будет время от времени задавать вопросы. Это вывело гостя из себя: он швырнул микрофон, затем плеснул ведущей в лицо водой из чашки, бросил чашку и ушёл с оскорбительными словами в адрес ведущей. Главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов заявил, что приостанавливает сотрудничество с Веллером до принесения писателем извинений.

> Награды и премии

  • Орден Белой звезды 4 степень (2008)

Произведения

Основная статья: Список произведений Михаила Веллера

Повести и романы

  • Рандеву со знаменитостью (1990)
  • Приключения майора Звягина (1991)
  • Ножик Серёжи Довлатова (1994)
  • Самовар (1996)
  • Гонец из Пизы (2000)
  • Жестокий (2003)
  • Романы (2003)
  • Моё дело (2006)
  • Не ножик не Серёжи не Довлатова (2006)
  • Махно (2007)
  • Бомж (2015)
  • Наш князь и хан (2015)

Сборники

  • Хочу быть дворником (1983)
  • Разбиватель сердец (1988)
  • Легенды Невского проспекта (1993)
  • Кавалерийский марш (1996)
  • Правила всемогущества (1997)
  • А вот те шиш (1997)
  • Памятник Дантесу (1999)
  • Фантазии Невского проспекта (1999)
  • Запоминатель
  • Забытая погремушка (2003)
  • Легенды (2003)
  • Б. Вавилонская (2004)
  • Короткая проза (2006)
  • Любовь зла (2006)
  • Легенды разных перекрёстков (2006)
  • О любви (2006)
  • Легенды Арбата (2009)
  • Байки скорой помощи
  • Мишахерезада (2011)
  • Странник и его страна (2014)
  • Звон теней (2018)
  • Один на льдине (2019)
  • Не бойся завтра (2019)

Публицистика, философия, литературоведение

  • Технология рассказа (1989)
  • Всё о жизни (1998)
  • Кассандра (2002)
  • Представления (2003)
  • Великий последний шанс (2005)
  • К последнему шансу (2006)
  • Пониматель (2006)
  • Всеобщая теория всего (2006)
  • Песнь торжествующего плебея (2006)
  • Гражданская история безумной войны (в соавторстве с Андреем Буровским) (2007)
  • Смысл жизни (2007)
  • Россия и рецепты (2007)
  • Слово и профессия: как стать писателем (2008)
  • Перпендикуляр (2008)
  • Человек в системе (2010)
  • Энергоэволюционизм (2011)
  • Психология энергоэволюционизма (2011)
  • Социология энергоэволюционизма (2011)
  • Эстетика энергоэволюционизма (2011)
  • Отцы наши милостивцы (2011)
  • Срок для президента (2012)
  • Друзья и звёзды (2012)
  • Любовь и страсть (2014)
  • Конец подкрался незаметно (2015)
  • Накануне неизвестно чего (2016)
  • Подумать только (2017)
  • Веритофобия (2018)
  • Огонь и агония (2018)
  • А вот и завтра (2019)
  • Еретик (2019)

Примечания

  1. Русский писатель еврейского происхождения Архивная копия от 14 ноября 2011 на Wayback Machine // Jewish.ru, 20 мая 2008
  2. Интервью в программе «Отцы и дети»
  3. Михаил Веллер: «Слава подается в одном флаконе со сплетнями»
  4. Могилёвская областная психиатрическая больница
  5. Всё о баротерапии
  6. Методы консервации донорских тканей в офтальмологии
  7. В. А. Непомнящих «Применение вакуумного импульсного массажа в комплексном восстановительном лечении больных открытоугольной глаукомой и возрастной катарактой» (недоступная ссылка)
  8. Побочное действие психотропных препаратов на орган зрения: клинические особенности и предупреждение
  9. Веллер И. А. О возможностях баротерапии в офтальмологии. — Военно-медицинский журнал. — 1973. — № 6. — С.33—36. Веллер И. А. Эффективность местной баротерапии в офтальмологии // Офтальмологический журнал. — 1985. — № 6. — С.346—348.
  10. Александр Карасёв. Беспокойная ночь в Липках // НГ-Exlibris. 5.04.2007.
  11. Страница передачи «Подумать только» на сайте «Эхо Москвы»
  12. М. Веллер. Подумать только. Авторская передача. «Эхо Москвы» (15 мая 2016).
  13. Teenetemärkide kavalerid: Mihhail Veller. (эст.)
  14. Михаилу Веллеру вручили Белую Звезду.
  15. 1 2 Шигарева, Юлия. «Весёлые» уроки. Михаил Веллер — о скромности и качестве капитала // Аргументы и факты. — 2014. — № 20 (1749) за 14 мая. — С. 9. (Проверено 27 октября 2015)
  16. Видеоинтервью с Виктором Топаллером
  17. Текст интервью с Виктором Топаллером
  18. Михаил Веллер: «История Беларуси была страшно искажена»
  19. Михаил Веллер. Почему за КПРФ // Радио России. 18.09.2011.
  20. Михаил Веллер. Российской власти осталось полтора года // Голос Америки. 13.08.2012
  21. 1 2 Давид Дубровский. «Самодельные» философы наступают! Архивная копия от 27 апреля 2017 на Wayback Machine // Novainfo.ru
  22. Давид Дубровский. «Самодельные» философы наступают! // Вестник РФО, № 3, 2008 год. Ошибка линка!
  23. Сергей Довлатов. Жизнь и мнения. Избранная переписка. — СПб.: ООО «Журнал „Звезда“», 2011. — С. 356. — ISBN 978-5-7439-0156-2
  24. Писатель Веллер намочил ведущего «Право голоса». Lenta.ru (15.03.2017). Дата обращения 28 апреля 2017.
  25. Веллер и стакан. Инцидент на «Праве голоса». ТВЦ (15.03.2017). Дата обращения 28 апреля 2017.
  26. Александр Мельман. Веллер объяснил скандал на «Праве голоса»: «Помесь глупости и оскорбления». МК (15.03.2017). Дата обращения 28 апреля 2017.
  27. Видео: Писатель Веллер устроил скандал в прямом эфире. Российская Газета (27.04.2017). Дата обращения 28 апреля 2017.
  28. Алексей Венедиктов. Оскорблять своих журналистов я не позволю. Эхо Москвы (27.04.2017). Дата обращения 28 апреля 2017.
  29. 249. Riiklike autasude andmine (недоступная ссылка) // Eesti Vabariigi Presidendi koduleht, 06.02.2008

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме: Михаил Веллер

  • Официальный сайт писателя
  • Официальное сообщество ВКонтакте
  • Веллер, Михаил Иосифович в библиотеке Максима Мошкова
  • Веллер, Михаил Иосифович в библиотеке FictionBook.ru
  • Михаил Веллер на сайте peoples.ru
  • Еженедельная программа Михаила Веллера на «Радио России»
  • Твиттер Михаила Веллера
  • Михаил Веллер на сайте «Топфотоп»
  • Александр Тарасов. Похабный анекдот. Скепсис. Дата обращения 20 ноября 2010. Архивировано 18 мая 2012 года.
  • Михаил Бойко. «Большой Хлопок».
  • Марат Салихов, к. т. н. «Михаил Веллер и нигилизм».

>Михаил Веллер, биография, новости, фото

Биография Михаила Веллера

Михаил Иосифович Веллер – популярный писатель, философ, общественный деятель. Активный участник теледебатов, в которых не всегда может сдерживать свои эмоции. Писатель Михаил Веллер

Детство и юношеские годы

Михаил родился в небольшом старинном городке Каменец-Подольский на западе Украины, в семье потомственных медиков-евреев. Его отец был военным врачом, поэтому вынужден был часто переезжать с места на место, меняя гарнизоны. В детстве Михаилу пришлось сменить не одно учебное заведение, кочуя с родителями по военным городкам Дальнего Востока и Сибири. Детское фото Михаила Веллера Это не помешало талантливому мальчику окончить школу с золотой медалью и поступить на филологический факультет Ленинградского университета. Но, несмотря на незаурядные способности и выдающиеся организаторские качества (был комсоргом курса, секретарем бюро университета), Михаил недолго проучился в престижном вузе. Его настолько интересовала жизнь во всех ее многогранных проявлениях, что вскоре он забросил учебу и отправился путешествовать. На фото: юный Михаил Веллер с родителями Сначала юноша на спор, без гроша в кармане, добрался «зайцем» от Ленинграда до Камчатки, а еще через год, оформив академический отпуск, уехал в Среднюю Азию. После этого Веллер переехал в Калининград, где, окончив экстерном курсы матросов, ушел в море на рыболовецком судне. Михаил Веллер бросил филфак в погоне за приключениями Вдоволь помотавшись по стране и набравшись впечатлений, в 1971 году Михаил восстановился в университете и через год успешно защитил диплом. После окончания вуза юноша отслужил два года в армии и по возвращении был распределен учителем русского языка в сельскую школу, где тоже задержался всего на год. «Поединок»: Веллер VS Хакамада За свою жизнь Веллер, по его собственному признанию, сменил около тридцати самых разнообразных видов деятельности: валил лес в Коми, работал охотником-заготовителем в Арктике, перегонял скот в Монголии, трудился учителем, пионервожатым и воспитателем детского сада, овладел многими строительными специальностями.

Карьера писателя

К концу 1976 года Михаил окончательно понял, что хочет посвятить свою дальнейшую жизнь литературной работе. Свой первый рассказ он написал еще во время учебы в университете, и с тех пор блокнот и карандаш стали его неизменными спутниками в поездках по стране.
Свою литературную деятельность он попытался начать в Ленинграде, но его работы не нашли понимания и были отклонены всеми редакциями. Веллеру пришлось ограничиться публикацией небольших юмористических рассказов и написанием рецензий для журнала «Нева». Михаил Веллер в молодости Но начинающего литератора не устраивало такое положение вещей, и через два года, бросив все, он уехал в Таллинн и занялся исключительно написанием книг. В 1983 году вышел его первый сборник рассказов «Хочу быть дворником», который был издан в нескольких западноевропейских странах, включая Францию и Италию.
С этого момента писательская карьера Веллера стала активно набирать обороты, и сейчас он является автором более пятидесяти литературных произведений, переведенных на многие языки мира. В послужном списке писателя немало философских работ, посвященных месту и роли человека в масштабах Вселенной. Подробно о его взглядах на мироздание можно почитать в книге «Смысл жизни», на страницах которой он изложил свою теорию «Энергоэволюционизма». Отрывки из книги Веллера «Все о жизни» К 2017 году в его библиографии значились 10 романов: противоречивые «Приключения майора Звягина», «Самовар», «Все о жизни», «Кассандра», «Всеобщая теория всего», «Перпендикуляр и другие; 13 повестей (6 из них были изданы отдельным сборником «Жестокий»), и несколько десятков рассказов, изданных в 18-ти сборниках.

Политические взгляды

С 2011 года Михаил серьезно интересуется политической ситуацией в стране, призывая своих единомышленников голосовать за КПРФ, которую считает единственной партией в России, независимой от олигархов. Свою точку зрения Веллер часто отстаивает в различных теледебатах и политических ток-шоу, некоторые из которых из-за чрезмерной эмоциональности писателя заканчиваются скандалами и потасовками. Михаил Веллер о Путине, Трампе и других >Личная жизнь Михаила Веллера В 1986 году Михаил Веллер женился на выпускнице факультета журналистики МГУ Анне Агриомати, а через год у них родилась дочь Валентина. Михаил Веллер с женой

Михаил Веллер сейчас

Писатель известен вспыльчивым характером. Так, в марте 2017 года он вышел из себя в эфире канала ТВЦ из-за того, что его обвинили во лжи, и запустил в ведущего стаканом. Михаил Веллер вышел из себя в эфире «Эха Москвы» Похожий инцидент произошел месяц спустя в эфире радиопередачи «Особое мнение» («Эхо Москвы»). Михаил Веллер накричал на ведущую Ольгу Бычкову, порвал микрофон, бросил кружку с водой и покинул студию, а позже сообщил, что разрывает длившееся с 1993 года сотрудничество с радиостанцией. Свое поведение он объяснил тем, что ведущая вела себя непрофессионально и постоянно его перебивала.

С 1972 года по 1973 год работал воспитателем группы продленного дня начальной школы, учителем русского языка и литературы в сельской восьмилетней школе.

В 1974 году был младшим научным сотрудником, экскурсоводом, столяром, снабженцем и заместителем директора по административно-хозяйственной части Государственного музея истории религии и атеизма (Казанский собор).

В 1975 году работал корреспондентом газеты «Скороходовский рабочий» Ленинградского обувного объединения «Скороход». Тогда же в печати впервые появились его рассказы.

Также Веллер некоторое время трудился лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, скотогоном в Алтайских горах. Всего он сменил около 30 профессий.

Осенью 1977 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) Веллер вступил в семинар молодых фантастов под руководством писателя Бориса Стругацкого. За рассказ «Кнопка» он получил первую премию на конкурсе фантастов Северо-Запада.

В 1978 году печатал короткие юмористические рассказы в городских ленинградских газетах.

В 1980 году состоялись его публикации в журналах «Таллин», «Литературная Армения», «Урал». В Эстонском кукольном театре была поставлена пьеса Веллера «Настоящий слоненок».

В 1983 году из печати вышла первая его книга — сборник рассказов «Хочу быть дворником», которая была переведена на эстонский, армянский, бурятский языки. Переводы отдельных рассказов состоялись во Франции, Италии, Голландии, Болгарии, Польше.

В 1988 году опубликована вторая книга рассказов Веллера под названием «Разбиватель сердец», в журнале «Аврора» напечатана повесть «Испытатели счастья», в 1989 году — книга «Технология рассказа». Позже вышли его сборники «Легенды Невского проспекта» (1993), «Кавалерийский марш» (1996), «Правила всемогущества» (1997), «А вот те шиш» (1997), «Памятник Дантесу» (1999) и др.

В 1990-х годах Веллер написал романы «Рандеву со знаменитостью» (1990), «Приключения майора Звягина» (1991), «Ножик Сережи Довлатова» (1994), «Самовар» (1996).

В 1988 году Михаил Веллер был принят в Союз писателей СССР. Работал заведующим отделом русской литературы таллиннского русскоязычного журнала «Радуга».

В 1990 году он стал основателем и главным редактором еврейского культурного журнала «Иерихон».

В 1996 году Веллер уехал в Израиль, где читал лекции по современной русской прозе в Иерусалимском университете. Весной 1997 года вернулся в Эстонию.

В 1999 году он совершил поездку в США, выступал перед читателями в Нью-Йорке, Бостоне, Кливленде, Чикаго.

В конце 1990-х годов опубликовал философско-публицистическую книгу «Все о жизни», где изложил собственную теорию «энергоэволюционизма». В 2002 году вышла его книга «Касандра», разрабатывающая теорию философии «энерговитализма».

В 2000 году писатель переехал в Москву.

С 2006 года Веллер вел передачу на Радио России «Поговорим».

В 2000-х годах вышли его романы «Гонец из Пизы» (2000), «Жестокий» (2003), «Мое дело» (2006), «Не ножик не Сережи не Довлатова» (2006), «Махно» (2007) и др. В этот же период опубликованы сборники «Забытая погремушка» (2003), «Легенды» (2003), «Б. Вавилонская» (2004), «Короткая проза» (2006), «Любовь зла» (2006), «О любви» (2006), «Легенды Арбата» (2009) и др.

В 2010 году вышел в свет социологический трактат «Человек в системе», в 2011 году — сборник «Мишахерезада».

В этом же году по повести Михаила Веллера «Баллада о Бомбере» был снят сериал.

В декабре 2011 года писатель выступил на малой сцене театра «Школа современной пьесы» в образе Сократа в моноспектакле собственной постановки по мотивам его книги «Все о жизни».

В 2016 году была презентована книга Веллера «Накануне неизвестно чего».

В 2018 году Михаил Веллер выпустил новый роман «Веритофобия».

В апреле 2018 года вышла его книга-размышление о русской и мировой литературе «Огонь и агония».

Суммарный тираж всех книг Веллера превышает один миллион экземпляров.

Михаил Веллер — член Российского ПЕН-центра, International Big History Association и Российского философского общества.

Писатель женат на журналистке Анне Агриомати, у них есть дочь Валентина.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Родился 20 мая 1948 года в еврейской семье в Каменце-Подольском, откуда происходила его мать и где жила её семья. Когда ему было два года, отца, выпускника Военно-медицинской академии, перевели в Забайкальский край под станцию Туринская Забайкальской железной дороги, где тот в звании майора служил полковым врачом-офтальмологом. Мать (выпускница Черновицкого медицинского института) и дед со стороны матери тоже были врачами. Семья отца жила в Санкт-Петербурге в нескольких поколениях.

До шестнадцати лет постоянно менял школы в связи с переездами семьи по гарнизонам Дальнего Востока и Сибири. В 1966 году заканчивает школу № 3 в Могилёве с золотой медалью и поступает на отделение русской филологии филологического факультета Ленинградского университета. Становится комсоргом курса и секретарём бюро комсомола университета. Но, несмотря на незаурядные способности и выдающиеся организаторские качества, Михаил недолго проучился в престижном вузе. Его настолько интересовала жизнь во всех ее многогранных проявлениях, что вскоре он забросил учебу и отправился путешествовать.

Летом 1969 года на спор, без денег добирается за месяц из Ленинграда до Камчатки, используя все виды транспорта, и обманом получает пропуск для въезда в «пограничную зону».

В 1970 году уходит в академический отпуск. Весной уезжает в Среднюю Азию, где бродяжничает до осени. Осенью переезжает в Калининград, сдаёт экстерном ускоренный курс матроса второго класса и уходит в рейс на рыболовном траулере.

В 1971 году восстанавливается в университете, работает старшим пионервожатым в школе и относит свой первый рассказ в университетскую стенную газету.

В 1972 году защищает диплом по теме «Типы композиции современного русского советского рассказа».

После окончания университета был призван в армию, около полугода служил офицером в артиллерийской части, затем был комиссован. В 1972—1973 годах работал по распределению в Ленинградской области воспитателем группы продлённого дня начальной школы и учителем русского языка и литературы в сельской восьмилетней школе, откуда уволился по собственному желанию.

За свою жизнь Веллер, по его собственному признанию, сменил около тридцати самых разнообразных видов деятельности: валил лес в Коми, работал охотником-заготовителем в Арктике, перегонял скот в Монголии, трудился учителем, пионервожатым и воспитателем детского сада, овладел многими строительными специальностями.

Устраивается рабочим-бетонщиком цеха сборных конструкций ЖБК-4 в Ленинграде. В качестве вальщика леса и землекопа выезжает летом 1973 года с бригадой «шабашников» на Кольский полуостров и Терский берег Белого моря.

В 1974 году работает в Государственном музее истории религии и атеизма (Казанском соборе) младшим научным сотрудником, экскурсоводом, столяром, снабженцем и заместителем директора по административно-хозяйственной части.

В 1975 году — корреспондент заводской газеты Ленинградского обувного объединения «Скороход» «Скороходовский рабочий», и. о. завотделом культуры, и. о. завотделом информации. Первые публикации рассказов в «официальной прессе».

С мая по октябрь 1976 года перегонял импортный скот из Монголии в Бийск, маршрут пролегал по Алтайским горам. Вспоминал это время как лучшее в своей жизни, что нашло отражение в ряде произведений.

К концу 1976 года Михаил окончательно понял, что хочет посвятить свою дальнейшую жизнь литературной работе. Свой первый рассказ он написал еще во время учебы в университете, и с тех пор блокнот и карандаш стали его неизменными спутниками в поездках по стране. Свою литературную деятельность он попытался начать в Ленинграде, но его работы не нашли понимания и были отклонены всеми редакциями.

Осенью 1977 года посещает семинар молодых ленинградских фантастов под руководством Бориса Стругацкого.

В 1978 году появляются первые публикации коротких юмористических рассказов в ленинградских газетах. Подрабатывает литературной обработкой военных мемуаров при издательстве «Лениздат» и написанием рецензий для журнала «Нева».

Осенью 1979 года переезжает в Таллин (Эстонская ССР), устраивается на работу в республиканскую газету «Молодёжь Эстонии». В 1980 году увольняется из газеты и вступает в «профсоюзную группу» при Союзе писателей Эстонии. Появляются первые публикации в журналах «Таллин», «Литературная Армения», «Урал». С лета по осень путешествует на грузовом судне из Ленинграда в Баку, публикуя путевые репортажи в газете «Водный транспорт».

В 1981 году пишет рассказ «Линия отсчета», где впервые оформляет основы своей философии.

В 1982 году работает охотником-промысловиком в госпромхозе «Таймырский» в низовьях реки Пясины.

В 1983 году выходит первый сборник рассказов, который называся «Хочу быть дворником». На Московской международной книжной выставке-ярмарке права на книгу продаются за рубеж. В 1984 году книга переводится на эстонский, армянский, бурятский языки, отдельные рассказы издаются во Франции, Италии, Голландии, Болгарии, Польше.

С этого момента писательская карьера Веллера стала активно набирать обороты, и сейчас он является автором более пятидесяти литературных произведений, переведенных на многие языки мира. В послужном списке писателя немало философских работ, посвященных месту и роли человека в масштабах Вселенной. Подробно о его взглядах на мироздание можно почитать в книге «Смысл жизни», на страницах которой он изложил свою теорию «Энергоэволюционизма».

Летом 1985 года работает в археологической экспедиции в Ольвии и на острове Березань, осенью и зимой — рабочий-кровельщик.

Благодаря Булату Окуджаве и Борису Стругацкому молодого автора Михаила Веллера приняли в Союз писателей СССР. В 1988 году вышло произведение «Испытатели счастья», в котором изложены философские рассуждения. В этом же году свет увидела еще одна книга – «Разбиватель сердец». Работает заведующим отделом русской литературы таллинского русскоязычного журнала «Радуга».

В 1989 году выходит в свет книга «Технология рассказа».

В 1990 году выходит книга «Рандеву со знаменитостью». Рассказ «Узкоколейка» публикуются в журнале «Нева», рассказ «Хочу в Париж» — в журнале «Звезда», рассказ «Положение во гроб» — в журнале «Огонёк». По рассказу «А вот те шиш» поставлен художественный фильм на Мосфильмовской студии «Дебют». Основатель и главный редактор первого в СССР еврейского культурного журнала «Иерихон». В октябре-ноябре по приглашению представителей Высших учебных заведений Милана и Турина Михаил Иосифович читал лекции, посвященные русской прозе. На ту же тему проходили выступления и в Одессе.

В 1991 году автор закончил работу и выпустил одно из популярнейших произведений «Приключения майора Звягина», которое оказалось в списке лучших по версии «Книжного обозрения» в 1994-м. Читает лекции по современной русской прозе в университете города Оденсе (Дания). В 1995-м вышли «Легенды Невского проспекта», а затем роман «Самовар». Через три года Веллер написал небольшую философскую работу «Все о жизни».

С сентября 1996 года по февраль 1997 года полгода проводит с семьей в Израиле. В ноябре выходит новый роман «Самовар» в иерусалимском издательстве «Миры». Читает лекции по современной русской прозе в Иерусалимском университете. Весной 1997 года возвращается в Эстонию.

В 1998 году выходит восьмисотстраничная философская «всеобщая теория всего» «Всё о жизни», с изложением теории энергоэволюционизма.

Поездка по США в 1999 году с выступлениями перед читателями в Нью-Йорке, Бостоне, Кливленде, Чикаго. Выходит книга рассказов «Памятник Дантесу».

В 2000 году выходит роман «Гонец из Пизы» («Ноль часов»). Переезд в Москву.

По заявлению самого́ Веллера, репортёры НТВ считают именно его автором крылатого выражения «лихие 90-е», которое было впервые упомянуто в «Кассандре».

В 2001 году написана «Кассандра» — следующая итерация философии Веллера, написанная тезисно и местами даже академически. Появляется и название философской модели: «энерговитализм». Но уже через два года выходит сборник «Б. Вавилонская», где в рассказе «Белый ослик» она теперь называется «энергоэволюционизм». Там же автор приводит отличительные признаки своей модели.

6 февраля 2008 года решением президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса Михаил Веллер был награждён орденом Белой звезды 4 класса. Орден был вручён 18 декабря 2008 года на неофициальной встрече в посольстве Эстонии в Москве.

В 2009 году вышла в свет книга «Легенды Арбата», в 2010 году — социологический трактат «Человек в системе», в 2011 году — «Мишахерезада».

В 2014 году была опубликована книга «Любовь и страсть» — обзор шедевров мировой литературы, посвящённых любви.

С 2006 по 2014 год вёл еженедельную передачу на Радио России «Поговорим с Михаилом Веллером».

C 18 октября 2015 года по 27 апреля 2017 вёл авторскую передачу «Подумать только» на радио «Эхо Москвы».

Произведения

Повести и романы

  • Рандеву со знаменитостью (1990)
  • Приключения майора Звягина (1991)
  • Ножик Серёжи Довлатова (1994)
  • Самовар (1996)
  • Гонец из Пизы (2000)
  • Жестокий (2003)
  • Романы (2003)
  • Моё дело (2006)
  • Не ножик не Серёжи не Довлатова (2006)
  • Махно (2007)
  • Бомж (2015)
  • Наш князь и хан (2015)

Сборники

  • Хочу быть дворником (1983)
  • Разбиватель сердец (1988)
  • Легенды Невского проспекта (1993)
  • Кавалерийский марш (1996)
  • Правила всемогущества (1997)
  • А вот те шиш (1997)
  • Памятник Дантесу (1999)
  • Фантазии Невского проспекта (1999)
  • Запоминатель
  • Забытая погремушка (2003)
  • Легенды (2003)
  • Б. Вавилонская (2004)
  • Короткая проза (2006)
  • Любовь зла (2006)
  • Легенды разных перекрёстков (2006)
  • О любви (2006)
  • Легенды Арбата (2009)
  • Байки скорой помощи
  • Мишахерезада (2011)
  • Странник и его страна (2014)
  • Звон теней (2018)

Публицистика, философия, литературоведение

  • Технология рассказа (1989)
  • Всё о жизни (1998)
  • Кассандра (2002)
  • Представления (2003)
  • Великий последний шанс (2005)
  • К последнему шансу (2006)
  • Пониматель (2006)
  • Всеобщая теория всего (2006)
  • Песнь торжествующего плебея (2006)
  • Гражданская история безумной войны (в соавторстве с Андреем Буровским) (2007)
  • Смысл жизни (2007)
  • Россия и рецепты (2007)
  • Слово и профессия: как стать писателем (2008)
  • Перпендикуляр (2008)
  • Человек в системе (2010)
  • Энергоэволюционизм (2011)
  • Психология энергоэволюционизма (2011)
  • Социология энергоэволюционизма (2011)
  • Эстетика энергоэволюционизма (2011)
  • Отцы наши милостивцы (2011)
  • Срок для президента (2012)
  • Друзья и звёзды (2012)
  • Любовь и страсть (2014)
  • Конец подкрался незаметно (2015)
  • Накануне неизвестно чего (2016)
  • Подумать только (2017)
  • Веритофобия (2018)
  • Огонь и агония (2018)

Ключевые слова: Михаил Веллер,Михаил Иосифович Веллер,биография,подробная биография,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,русская литература,21 век,м веллер,жизнь и творчество

День рождения 20 мая 1948

русский писатель, член Российского ПЕН-Центра, лауреат ряда литературных премий

Биография

Михаил Иосифович Веллер родился в еврейской семье 20 мая 1948 года в городе Каменец-Подольском в семье офицера.

Учёба

До достижения шестнадцати лет Михаил постоянно меняет школы — переезды по гарнизонам Дальнего Востока и Сибири.

В 1966 году заканчивает школу в Могилёве с золотой медалью и поступает на отделение русской филологии филологического факультета Ленинградского университета. Становится комсоргом курса и секретарём бюро комсомола университета. Летом 1969 года на спор, без денег добирается за месяц из Ленинграда до Камчатки, используя все виды транспорта и обманом получает пропуск для въезда в «пограничную зону». В 1970 году получает в университете академический отпуск. Весной уезжает в Среднюю Азию, где бродяжничает до осени. Осенью переезжает в Калининград и сдаёт экстерном ускоренный курс матроса второго класса. Уходит в рейс на траулере рыболовецкого флота. В 1971 году восстанавливается в университете, работает старшим пионервожатым в школе. В университетской стенной газете впервые помещается его рассказ. В 1972 году защищает диплом по теме «Типы композиции современного русского советского рассказа».

Работа

В 1972-1973 годах работает по распределению в Ленинградской области воспитателем группы продлённого дня начальной школы и учителем русского языка и литературы в сельской восьмилетней школе. Уволен по собственному желанию.

Устраивается рабочим-бетонщиком цеха сборных конструкций ЖБК-4 в Ленинграде. В качестве вальщика леса и землекопа выезжает летом 1973 года с бригадой «шабашников» на Кольский полуостров и Терский берег Белого моря.

В 1974 году работает в Государственном музее истории религии и атеизма (Казанском соборе) младшим научным сотрудником, экскурсоводом, столяром, снабженцем и заместителем директора по административно-хозяйственной части.

В 1975 году — корреспондент заводской газеты Ленинградского обувного объединения «Скороход» «Скороходовский рабочий», и. о. завотделом культуры, и. о. завотделом информации. Первые публикации рассказов в «официальной прессе».

С мая по октябрь 1976 года — перегонщик импортного скота из Монголии в Бийск по Алтайским горам. По упоминаниям в текстах, вспоминал это время как лучшее в своей жизни.

С 2006 года ведёт еженедельную передачу на Радио России «Поговорим» с Михаилом Веллером.

Творчество

Вернувшись осенью 1976 года в Ленинград, переключается на литературную работу, первые рассказы отклоняются всеми редакциями.

Осенью 1977 года вступает в семинар молодых ленинградских фантастов под руководством Бориса Стругацкого .

В 1978 году появляются первые публикации коротких юмористических рассказов в ленинградских газетах. Подрабатывает литературной обработкой военных мемуаров при издательстве «Лениздат» и написанием рецензий для журнала «Нева».

Осенью 1979 года переезжает в Таллин (Эстонская ССР), устраивается на работу в республиканскую газету «Молодёжь Эстонии». В 1980 году увольняется из газеты и вступает в «профсоюзную группу» при Союзе писателей Эстонии. Появляются первые публикации в журналах «Таллин», «Литературная Армения», «Урал». С лета по осень путешествует на грузовом судне из Ленинграда в Баку , публикуя репортажи с пути в газете «Водный транспорт».

В 1981 году пишет рассказ «Линия отсчета», где впервые оформляет основы своей философии.

Михаил Веллер родился в украинском городе Каменец-Подольске в 1948 году. Его отец был военнослужащим, поэтому семья часто переезжала из одного города в другой по всему Советскому Союзу. Большую часть своего детства он провел в Сибири в гарнизонах. Школу будущий писатель окончил в Белоруссии, а поступать в высшее учебное заведение поехал в Ленинград. Там Михаил осваивал филологические науки, написал свои первые произведения и периодически печатался в местных газетах.

Все фото 1

После окончания учебы в университете Михаил Иосифович не стал работать по своей специальности. Он хитростью оформляет себе документы и отправляется на север страны, пытаясь обнаружить что-то новое и неизведанное для себя. Ему была интересна работа сотрудника музея, был охотником-промысловиком в Арктике, воспитателем в детских летних лагерях отдыха, вальщиком леса в Республике Коми, строителем на острове Мангышлаке, преподавателем русского языка и литературы, шелкографом, журналистом, земплекопом. Он освоил еще много других специальностей, которые в будущем помогли ему создать живые образы в своих произведениях. Интересным фактом из жизни писателя является огромное количество записей в его трудовой книжке. Во-первых, книг у писателя две, и обе дополнены вкладышами.

Спустя семь лет после окончания учебы в университете с большим багажом опыта и собственных историй Михаил Веллер отправляется в Таллин.

Здесь Михаил решил посвятить все свое время написанию книг. Он отказался от своего привычного ритма жизни, общения с друзьями и родными. Писатель практически голодал, так как у него не было средств купить себе еду. Михаил рассказывал журналистам, что в то время он пил только чай и курил. Михаилу Веллеру не удавалось найти спонсора для издания своих книг, на пропитание ему приходилось зарабатывать самостоятельно. Его жизнь делилась на две части. Одну половину года он работал, вновь и вновь осваивая новые специальности. Другую – занимался написанием книг.

Дебютная книга писателя была издана в 1983 году. Его сборник рассказов под названием «Хочу быть дворником» не был принят критиками. Неожиданно успех к книге пришел из-за рубежа. Произведения автора были переведены на многие языки, издавались в Эстонии, Армении, Бурятии, Франции, Италии, Польше, Болгарии и других странах.

В 1993 году выпускается одна из лучших книг писателя «Приключения майора Звягина». Буквально через год после издания книга входит в топ-десятку лучших произведений отечественных писателей.

В настоящий момент Веллер проживает в Эстонии, путешествует по другим странам и регулярно выпускает свои новые работы.

Личная жизнь

О личной жизни писателя известно совсем мало. Его супругой является Анна Агриомати, у них есть дочь Валентина. Михаил Веллер не считает нужным рассказывать о свой семье, убежден, что личная жизнь одного человека не должна касаться других.

Биография писателя была бы не полной без освещения его философских взглядов. В 2007 году он выпустил свою книгу «Смысл жизни», в которой подробно изложил собственную теорию «Энергоэволюционизма». Михаил долго вынашивал в себе подобные идеи, изучал литературу своих предшественников. Веллер осознает то, что его выводы являются чем-то новым для читателей, появятся много несогласных с изложением его мыслей. Но все равно выпускает книгу. Писатель считает, что основной ценностью для человека является понимание его объективной целостности во Вселенной. Человек способен использовать энергию Земли в любых масштабах.

Согласно его теории энергию человека можно сопоставить с энергией Вселенной. Человечество – это высшее создание на всей планете, оно представляет собою суммарное количество ощущений и стремлений к получению максимально мощных действий по изменению окружающей среды и мира в целом.

Читателям пришелся по душе простой и интересный слог писателя. В своих книгах Михаил Веллер доступным языком излагает сложные для человечества на первый взгляд вещи и понятия. Его книги пронизаны мужским шовинизмом, личным опытом в образе путешественника, Дон Жуана, пожирателя фильмов и художественной литературы и еще многих других.

В 2010 году Веллер принимает участие в международном философском форуме, на котором читает свои лекции. По завершении форума его теория была награждена медалью. На следующий год писатель смог опубликовать свои новые четыре книги на ту же философскую тему. Его работы переведены на многие языки, издаются в других странах. Некоторые из его суждений остаются спорными, творчество Веллера подвергается критике со стороны современных авторов.

Политические взгляды писателя также разнятся от привычных слоганов, звучащих с экранов телевизоров. Он открыто дает интервью относительно политической ситуации в России, ее отношений с другими странами.

Родился в 1948 году на Украине, рос в основном в Сибири и Забайкалье в военных гарнизонах, что естественно для офицерских детей. Школу оканчивал в Белоруссии, а филологический факультет — в Ленинградском университете в 1972 году. После чего сменил — точно не помню — около тридцати специальностей. Трудовая книжка у меня с двумя вкладышами. Был сотрудником музея и охотником-промысловиком в Арктике, пионервожатым и вальщиком леса в Коми, учителем русского языка и литературы и строительным рабочим на Мангышлаке. А также кровельщиком, шелкографом, землекопом, журналистом…

В 1979 году оказался в Таллине. Переехал из Ленинграда по простой причине: я хотел только писать и все поставил на выход книги. Я покинул свой город, семью, любимую женщину, друзей, отказался от всех видов карьеры, работы, жил в нищете, пил чай второго сорта, курил окурки и ничем, кроме писания, не занимался.

Литература — занятие физически пассивное, расслабляющее и в чем-то даже не мужское. И лет до сорока денег на жизнь оно мне не приносило. Зарабатывал я с мая по октябрь — «в пампасах», как это для себя назвал. Осенью возвращался домой худой, жилистый, без всяких комплексов и бессонниц, да еще с какими-то деньжонками на жизнь до будущего лета.

В 1983 году вышла первая книга — «Хочу быть дворником» , и далее в частной моей биографии нет ничего интересного. Дальше идет жизнь человека, который сидит за столом, пишет и даже умудряется прожить на деньги от своих книжек.

Михаил Веллер.
Совершенно Секретно — XXI век. Михаил Веллер.

Михаил Веллер
Дата рождения: 20 мая 1948
Место рождения: Каменец-Подольский, Хмельницкая область, Украинская ССР, СССР
Гражданство: СССР→ Эстония
Род деятельности: прозаик, философ
Награды: Орден Белой звезды 4 класса (Эстония)
http://weller.ru/

Михаил Иосифович Веллер (род. 20 мая 1948, Каменец-Подольский, Украинская ССР) — российский писатель, философ, член Российского ПЕН-Центра и Российского философского общества и International Big History Association, лауреат ряда литературных премии.

До шестнадцати лет Михаил постоянно меняет школы в связи с переездами по гарнизонам Дальнего Востока и Сибири.
В 1966 году заканчивает школу в Могилёве с золотой медалью и поступает на отделение русской филологии филологического факультета Ленинградского университета. Становится комсоргом курса и секретарём бюро комсомола университета. Летом 1969 года на спор, без денег добирается за месяц из Ленинграда до Камчатки, используя все виды транспорта и обманом получает пропуск для въезда в «пограничную зону». В 1970 году получает в университете академический отпуск. Весной уезжает в Среднюю Азию, где бродяжничает до осени. Осенью переезжает в Калининград и сдаёт экстерном ускоренный курс матроса второго класса. Уходит в рейс на траулере рыболовецкого флота. В 1971 году восстанавливается в университете, работает старшим пионервожатым в школе. В университетской стенной газете впервые помещается его рассказ. В 1972 году защищает диплом по теме «Типы композиции современного русского советского рассказа».
Работа

В 1972-1973 годах работает по распределению в Ленинградской области воспитателем группы продлённого дня начальной школы и учителем русского языка и литературы в сельской восьмилетней школе. Уволен по собственному желанию.

Устраивается рабочим-бетонщиком цеха сборных конструкций ЖБК-4 в Ленинграде. В качестве вальщика леса и землекопа выезжает летом 1973 года с бригадой «шабашников» на Кольский полуостров и Терский берег Белого моря.

В 1974 году работает в Государственном музее истории религии и атеизма (Казанском соборе) младшим научным сотрудником, экскурсоводом, столяром, снабженцем и заместителем директора по административно-хозяйственной части.

В 1975 году — корреспондент заводской газеты Ленинградского обувного объединения «Скороход» «Скороходовский рабочий», и. о. завотделом культуры, и. о. завотделом информации. Первые публикации рассказов в «официальной прессе».

С мая по октябрь 1976 года — перегонщик импортного скота из Монголии в Бийск по Алтайским горам. По упоминаниям в текстах, вспоминал это время как лучшее в своей жизни.

С 2006 года ведёт еженедельную передачу на Радио России «Поговорим» с Михаилом Веллером.
Творчество

Вернувшись осенью 1976 года в Ленинград, переключается на литературную работу, первые рассказы отклоняются всеми редакциями.

Осенью 1977 года вступает в семинар молодых ленинградских фантастов под руководством Бориса Стругацкого.

В 1978 году появляются первые публикации коротких юмористических рассказов в ленинградских газетах. Подрабатывает литературной обработкой военных мемуаров при издательстве «Лениздат» и написанием рецензий для журнала «Нева».

Осенью 1979 года переезжает в Таллин (Эстонская ССР), устраивается на работу в республиканскую газету «Молодёжь Эстонии». В 1980 году увольняется из газеты и вступает в «профсоюзную группу» при Союзе писателей Эстонии. Появляются первые публикации в журналах «Таллин», «Литературная Армения», «Урал». С лета по осень путешествует на грузовом судне из Ленинграда в Баку, публикуя репортажи с пути в газете «Водный транспорт».

В 1981 году пишет рассказ «Линия отсчета», где впервые оформляет основы своей философии.

В 1982 году работает охотником-промысловиком в госпромхозе «Таймырский» в районе низовий реки Пясины.

В 1983 году выходит первый сборник рассказов «Хочу быть дворником», на Московской международной книжной выставке-ярмарке права на книгу продаются за рубеж. В 1984 году книга переводится на эстонский, армянский, бурятский языки, отдельные рассказы издаются во Франции, Италии, Голландии, Болгарии, Польше.

Летом 1985 года работает в археологической экспедиции в Ольвии и на острове Березань, осенью и зимой — рабочий-кровельщик.

В 1988 году в журнале «Аврора» опубликована повесть «Испытатели счастья», с изложением основ его философии. Выходит вторая книга рассказов «Разбиватель сердец». Происходит приём в Союз писателей СССР. Работает заведующим отделом русской литературы таллинского русскоязычного журнала «Радуга».

В 1989 году выходит в свет книга «Технология рассказа».

В 1990 году выходит книга «Рандеву со знаменитостью». Рассказ «Узкоколейка» публикуются в журнале «Нева», рассказ «Хочу в Париж» — в журнале «Звезда», рассказ «Положение во гроб» — в журнале «Огонёк». По рассказу «А вот те шиш» поставлен художественный фильм на Мосфильмовской студии «Дебют». Основатель и главный редактор первого в СССР еврейского культурного журнала «Иерихон». В октябре-ноябре читает лекции по русской прозе в университетах Милана и Турина.

В 1991 году в Ленинграде под маркой эстонского издательства «Периодика» выходит первое издание романа «Приключения майора Звягина».

В 1993 году тиражом 500 экземпляров Эстонским фондом культуры издаётся в Таллине книга новелл «Легенды Невского проспекта». В этой книге, стилизованной под «городской фольклор», наряду с вымышленными героями автор изображает и реальных персонажей, приписывая им порой вымышленные истории, но читатели воспринимают эту выдумку как правду и смеются над тем, чего не было, но могло быть в соответствии с духом времени..

Топ-десятку «Книжного обозрения» 1994 года возглавляет очередное стотысячное издание «Приключений майора Звягина». Читает лекции по современной русской прозе в университете города Оденсе (Дания).

В 1995 году петербургским издательством «Лань» массовыми дешевыми изданиями выпускается книга «Легенды Невского проспекта». Следуют переиздания всех книг в «Лани», издательствах «Вагриус» (Москва), «Нева» (Санкт-Петербург), «Фолио» (Харьков).

С сентября 1996 года по февраль 1997 года. полгода проводит с семьей в Израиле. В ноябре выходит новый роман «Самовар» в иерусалимском издательстве «Миры». Читает лекции по современной русской прозе в Иерусалимском университете. Весной 1997 года возвращается в Эстонию.

В 1998 году выходит восьмисотстраничная философская «всеобщая теория всего» «Всё о жизни», с изложением теории энергоэволюционизма.

Поездка по США в 1999 году с выступлениями перед читателями в Нью-Йорке, Бостоне, Кливленде, Чикаго. Выходит книга рассказов «Памятник Дантесу».

В 2000 году выходит роман «Гонец из Пизы» («Ноль часов»). Переезд в Москву.

2002-й: «Кассандра» — следующая итерация философии Веллера, написанная тезисно и местами даже академически. Появляется и название философской модели: «энерговитализм». Но уже через два года выходит сборник «Б. Вавилонская», где в рассказе «Белый ослик» оно корректируется на «энергоэволюционизм». Там же автор приводит отличительные признаки своей модели.

6 февраля 2008 года решением президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса Михаил Веллер был награждён орденом Белой звезды 4 класса. Орден был вручён 18 декабря 2008 года на неофициальной встрече в посольстве Эстонии в Москве..

В 2009 году вышла в свет книга «Легенды Арбата».

В 2010 году – социологический трактат «Человек в системе». В 2011 году – «записки советского бродяги» «Мишахерезада».

В настоящее время проживает в Москве.
Философские взгляды. Энергоэволюционизм

Философские взгляды Михаила Веллера излагались им в разных произведениях, начиная с 1988 года, пока не были обобщены автором в единую теорию, названную в итоге энергоэволюционизмом. Основы энергоэволюционизма заключаются в том, что существование Вселенной рассматривается как эволюция первичной энергии Большого Взрыва, и эта энергия связывается в материальные структуры, все более сложные, которые, в свою очередь, распадаются с выделением энергии, и эти циклы идут с ускорением. Существование же человека рассматривается Веллером субъективно как сумма ощущений и стремление к получению максимально сильных ощущений, а объективно — как стремление к совершению максимальных действий по изменению окружающей среды, поскольку человек получает ощущения через действия. Таким образом, человечество, наращивая прогресс цивилизации, захватывает свободную энергию и, преобразуя, выделяет энергию наружу в увеличивающихся масштабах и с увеличивающейся скоростью, преобразуя окружающую материю и тем самым находясь на острие эволюции Вселенной. Категории морали, справедливости, счастья и любви рассматриваются как психологическое и социальное обеспечение для стремления биосистемы к совершению максимальных действий по преобразованию достижимой части Вселенной. Конец истории экстраполируется как действие постчеловечества по выделению всей энергии вещества Вселенной, то есть, фактически, Нового Большого Взрыва, который уничтожит нашу Вселенную и явится зарождением Новой.

В качестве своих предшественников в статье «Информационно-теоретическое предшествие энергоэволюционизма» («Вестник российского философского общества» №2, 2012) и др. работах сам Веллер называет многих философов, прежде всего Артура Шопенгауэра, Герберта Спенсера, Вильгельма Оствальда, Лесли Уайта и Ильенкова Эвальда Васильевича

В 2010 г. на Международном философском форуме в Афинах выступает с докладом по своей теории, удостоенным медали форума.

В 2011 г. на Лондонской международной книжной ярмарке проходит презентация четырехтомника М. Веллера «Энергоэволюционизм», «Социология энергоэволюционизма», «Психология энергоэволюционизма», «Эстетика энергоэволюционизма».

В рамках Дней философии-2011 в Санкт-Петербурге выступает на пленарном симпозиуме «Власть и ценности» с докладом «Стремление социума к структуризации как причина и источник власти» и на международной конференции «Смысл жизни: обретение и утрата» с докладом «Потребность в смысле жизни как социальный системообразующий инстинкт».

«Российская философская газета» (2011, № 9) публикует эссе Веллера «Схлопывание цивилизации».

Журнал «Философские науки» (2012, № 1) открывается статьей Веллера «Власть: синергетическая сущность и социальная психология».

В феврале 2012 г. на открытии Международного конгресса «Global Future 2045» выступает с пленарным докладом о сущности энергоэволюционизма и роли человека во Вселенной.

В апреле 2012 г. выступает с докладом «Энергоэволюционизм» в Институте философии РАН.

В июне 2012 на 4-м Всероссийском философском конгрессе выступает с докладом «Историко-социологические аспекты энергоэволюционизма». В августе 2012 принимает участие в работе Учредительной конференции Международной Ассоциации Big History в США. В разные годы читал лекции по философии с изложением своей теории на факультете социологии МГУ, кафедре философии МГИМО, факультете журналистики Иерусалимского университета.

Дата рождения: 20.05.1948

Советский, затем русский писатель, публицист, философ, драматург.

Михаил Иосифович Веллер родился в городе Каменец-Подольский на Украине в семье офицера. До шестнадцатилетнего возраста Михаил меняет школы, постоянно переезжая по гарнизонам Дальнего Востока и Сибири. В 1965 году семья переезжает в Белоруссию, где в 1966 Михаил заканчивает школу с золотой медалью и поступает на отделение русской филологии филологического факультета Ленинградского университета. Живет в семье деда профессора-биолога, заведующего кафедрой одного из ленинградских институтов. Студенческие годы будущего писателя не обошлись без приключений:

За месяц без денег, «зайцем» добрался из Ленинграда до Камчатки, используя все виды транспорта,

Для получения академического отпуска симулировал психическую болезнь,

Получив этот отпуск полгода вел бродяжническую жизнь в Средней Азии, а затем работал матросом на траулере рыболовецкого флота в Калининграде.

В 1971 г. Михаил Веллер восстанавливается в университете, и через год заканчивает его. Диплом по теме «Типы композиции современного русского советского рассказа» будущему писателю удалось защитить только со второго раза (в первый раз работа была отклонена за «формалистский уклон»). После окончания института какое-то время работает в Ленинградской области воспитателем группы продлённого дня начальной школы и учителем русского языка и литературы в сельской восьмилетней школе. В дальнейшем перепробовал множество профессий: рабочий-бетонщик цеха сборных конструкций, вальщик леса, землекоп, младший научный сотрудник Государственного музея истории религии и атеизма (Казанский собор), экскурсовод, заместитель директора по административно-хозяйственной части, корреспондент заводской газеты обувного объединения «Скороход», перегонщик скота из Монголии в Бийск по Алтайским горам.

Осенью 1976 года, вернувшись в Ленинград, Михаил Веллер всецело переключается на литературную работу, но первые рассказы отклоняются всеми редакциями. Вступает в семинар молодых ленинградских фантастов под руководством Бориса Стругацкого. За рассказ «Кнопка» получает первую премию на конкурсе фантастов Северо-запада. Тем не менее, Веллера по-прежнему не печатают, и для писателя наступает период «полного нищенства». Только в 1978 г. появляются первые публикации в городских ленинградских газетах — короткие юмористические рассказы. Недостаток средств к существованию вновь побуждает Михаила заняться различными способами заработка, он даже короткое время служит в армии офицером батареи наземной артиллерии, подрабатывает литобработкой военных мемуаров, пишет рецензии для журнала «Нева». В надежде опубликовать первую книгу, Михаил Веллер переезжает в Таллин, книгу отклоняют, но кое-какие публикации в периодике появляются. В 1983 г.наконец выходит первая книга — сборника рассказов «Хочу быть дворником». Борис Стругацкий и Булат Окуджава рекомендуют принять Михаила Веллера в Союз Писателей, но принят он был только после выхода второй книги в 1988 году. В 1986 г. писатель женился на выпускнице факультета журналистики Московского университета Анне Агриомати, через год у супругов родилась дочь.

С начала 90-х годов занимается литературной и издательской деятельностью – работал заведующим отделом русской литературы таллиннского русскоязычного журнала «Радуга», в дальнейшем был главным редактором и основателем первого в СССР еврейского культурного журнала «Иерихон», читал лекции по русской прозе в различных зарубежных университетах.

В 1988 году выходит восьмисотстраничная философская книга Михаила Веллера – «Все о жизни», которая содержит основы его философской системы и становится началом цикла философских работ. В 2003 году писатель называет свою систему взглядов на Вселенную и человека «энергоэволюционизм». Согласно этой теории, «вся субъективная и объективная деятельность человека совершенно соответствует и лежит в русле общей эволюции Космоса, которая сводится к усложнению материально-энергетических структур, повышению энергетического уровня материальных систем, и от начала Вселенной развивается с положительным балансом, в увеличивающейся прогрессии».

В настоящее время писатель проживает в Москве и Таллине, продолжает работать над своими публицистическими и философскими книгами, ведет авторскую программу «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» и ток-шоу «Поговорим» на Радио России.

У М. Веллера две трудовых книжки, но и их не хватило, чтобы зафиксировать все места его работы — в одной вкладыш, в другой целых два.

В сентябре 2011 года Михаил Веллер, призвал голосовать за КПРФ, утверждая: сменяемость власти должна дать всем партиям понимание, что на следующих выборах «переизберут и выкинут партию», если она не удовлетворит ожиданиям избирателей. Также он убеждён, что КПРФ — единственная независимая партия на 2011 год.

>Награды писателя

Орден Белой звезды 4 класса (Эстония, 2008)

>Библиография

Умер писатель Михаил Хейфец

ТАСС, 25 ноября. Советский писатель и диссидент Михаил Хейфец в ночь на понедельник умер в Иерусалиме на 86-м году жизни. Об этом со ссылкой на его дочь Наталью сообщил «9-й канал» израильского телевидения. По ее словам, писатель страдал хроническими заболеваниями сердца и почек.

Как напоминает телеканал, Хейфец родился в 1934 году в Ленинграде, где впоследствии окончил литературный факультет Педагогического института имени А.И. Герцена. Писатель, работавший школьным учителем, трудился над книгами про народовольцев, которые издавались в журналах «Советский писатель» и «Молодая гвардия».

Хейфец был близким другом поэтов Иосифа Бродского, Льва Лосева и многих других литераторов 1960-70-х годов. В 1974 году его привлекли к уголовной ответственности по статье об антисоветской пропаганде и агитации и приговорили к четырем годам колонии и еще двум годам поселения за предисловие к пятитомнику Бродского, а также за хранение двух экземпляров статьи Андрея Амальрика «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года». В 1980 году, отбыв полностью срок, Хейфец уехал в Израиль и поселился в Иерусалиме, где продолжил литературную работу, выпускал книги и работал в газетах.

Писатель как приемное устройство

Писателям об этом хорошо известно, а вот читателям – сомневаюсь. Звучит как нечто фантастическое, но это действительно так. Писатели ничего не выдумывают, они лишь воспринимают «музыку горних сфер», переводя ее в текст – иначе говоря, функционируют в качестве приемных устройств.

Когда писателю «не пишется», это означает: писатель не в силах подключиться к «горним сферам». Каждый пишущий знаком с этим ужасным ощущением: не получается вывести ни строчки, хоть треснись, – как будто внутри тебя находится стопор. И напротив, если подключение к «горним сферам» установлено и связь быстрая, только успевай записывать, руки сами стучат по клавиатуре.

Сказанное относится только к хорошим писателям, разумеется. Плохие – те подражают любимому автору, либо ориентируются на популярный жанр, в лучшем случае выдумывают самостоятельно. Но вследствие того, что плохие писатели не слышат «музыки горних сфер», их тексты выходят пошлыми, надуманными, искусственными.

Четкая градация между хорошими и плохими писателями отсутствует, определения условны. Казалось бы, хороший писатель – тот, у которого количество «небесных» текстов превалирует, а плохой – наоборот. Но все непросто. Достаточно одного сверхудачного текста, чтобы стать хорошим писателем: людей, заслуженно прославившихся одним произведением, множество. Поэтому корректные определения звучат иначе:

  • хороший писатель – имеющий в портфеле хотя бы один «небесный» текст;
  • плохой писатель – не имеющий в портфеле ни одного «небесного» текста.

В представлении дилетантов существуют авторы-гении, каждая строчка которых – вершина искусства. На самом деле нет: в искусстве царит здоровое равноправие. К «музыке горних сфер» может подключиться каждый – из тех, кто осилит данную технологию, естественно. Продукт, скачанный из «горних сфер» самым распоследним графоманом, будет ценен не менее, чем продукт автора, ранее зарекомендовавшего себя как гений. А читатели будут потом удивляться: «Надо же, такой-то безвестный имярек пишет не хуже знаменитости!» Разумеется, не хуже, ведь произведения скачаны из одного источника.

Единожды сумев подключиться к «горним сферам», автор обычно подключается снова и снова – творит, пополняя портфель новыми «небесными» текстами.

Впрочем, не стоит забывать об искажениях, возникающих при записи. Для адекватного переноса на бумагу необходимо обладать ремесленническими навыками, что требует обязательного периода ученичества. Мало подключиться, нужно уметь записывать, иначе все подслушанное тобой в «горних сферах» пропадет втуне.

Ремесленническое мастерство различно, поэтому в любом, даже самом мастерском, произведении присутствуют искажения. Их количество в конечном счете и определяет, хороший автор писатель или плохой. Граница между хорошим и плохим по-прежнему размыта, но процент искажений, в сравнении текста с «небесным» источником, имеет значение.

Также следует принимать во внимание оригинальность услышанного. Волнительно и почетно первым услышать нечто особое, до того небывалое – это и есть заявка на гениальность. Идущим по стопам легче: им уже известно, что искать и к какой «небесной» области подключаться.

Определить принадлежность произведения к «музыке горних сфер», тем более количество искажений в тексте – задача сложная, почти нечеловеческая. Но то, что «музыка горних сфер» существует и что настоящие писатели черпают свои произведения именно оттуда, не подлежит сомнению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *