Музы поэтов и писателей

О любви (рассказ)

У этого термина существуют и другие значения, см. О любви.

О любви

Жанр

Рассказ

Автор

Антон Павлович Чехов

Язык оригинала

русский

Дата написания

Дата первой публикации

Текст произведения в Викитеке

Цитаты в Викицитатнике

В Викицитатнике есть страница по теме: О любви

«О любви́» — рассказ русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова, написанный в 1898 году.

Рассказ «О любви» завершает чеховскую «Маленькую трилогию». Рассказ был впервые опубликован в августе 1898 года в журнале «Русская мысль» № 8.

О рассказе

Первые упоминания о задумках рассказа появляются в записных книжках Чехова в 1895 году. Работал над рассказом писатель в Мелихове летом 1898 года. В это же время Чехов работал и над «Крыжовником»: оба рассказа готовились к выходу в августовском номере журнала «Русская мысль». Л. А. Авилова считала, что в этом рассказе отразилась история её взаимоотношений с Чеховым.

И вот сколько лет прошло. Я вся седая, старая… Тяжело жить. Надоело жить. И я уже не живу… Но всё больше и больше люблю одиночество, тишину, спокойствие. И мечту. А мечта — это А. П. И в ней мы оба молоды и мы вместе. …В этой тетради я пыталась распутать очень запутанный моток шёлка: решить один вопрос: любили ли мы оба? Он? Я?.. Я не могу распутать этого клубка. Л. А. Авилова

Но некоторые критики считают, что воспоминания Авиловой излишне субъективны.

Как и другие рассказы трилогии, рассказ «О любви» был высоко оценен критиками. При жизни Чехова рассказ был переведён на болгарский язык.

Сюжет

В этом рассказе мы слышим историю любви Павла Константиновича Алёхина — одного из героев «Маленькой трилогии».

В своей молодости, окончив институт, Алёхин поселился в имении, доставшемся ему от отца, Софьине. Ища работу для того, чтобы оплатить долги, Алёхин знакомится с Дмитрием Лугановичем, а позже и с его женой — Анной Алексеевной. Алёхин находит Анну Алексеевну Луганович прекрасной, доброй, интеллигентной женщиной; он был очарован её красотой и вскоре понял, что испытывает к ней особые чувства. Со временем герой всё чаще стал бывать у Лугановичей: он заходил к ним почти каждый день, а его отсутствие вызывало тревогу Лугановичей. Семья Лугановичей во многом хотела помочь Алёхину, например, они предлагали ему деньги в трудные моменты.

Тем временем, Алёхин понимал, что и Анна Алексеевна неравнодушна к нему, но ни он, ни она не хотели признаваться друг другу в чувствах, потому что это могло разрушить их собственные жизни: Анна Алексеевна думала о муже и детях, а Алёхин — о том, что он может дать ей. В конце августа Дмитрий с детьми должен был уезжать в одну из западных губерний, а Анна Алексеевна — в Крым, по рекомендациям врача. В поезде Алёхин и Анна Алексеевна признаются друг другу в любви и после этого расстаются навсегда.

> Экранизация

Сюжет рассказа использован в телефильме режиссёра Артура Войтецкого «История одной любви», снятом в 1981 году.

Примечания

  1. Российская государственная библиотека Архивировано 20 марта 2017 года.
  2. 1 2 Чехов. Рассказы. Примечания.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения День_рождения_любви

1. Иван Бунин и Галина Кузнецова


Иван Бунин
Писатель, сумевший вывести формулу идеальной женщины, конечно, должен быть истинным ценителем женской красоты. «Черные, кипящие смолой глаза… черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи» — Иван Бунин, как завзятый Пигмалион, всю жизнь искал Галатею, из которой можно вылепить свой идеал. Он нашел ее уже на склоне лет.
Любовь писателя и Галины Кузнецовой, которая была моложе его на тридцать лет, стала настоящим вызовом обществу, тем более что образовался такой пикантный любовный треугольник: муж, его стареющая жена и новая пассия. «Представьте, они так и живут — втроем», — судачили окружающие. Но это был тот случай, когда мнение других меньше всего интересовало влюбленных. Все границы были стерты мощным наплывом чувств. «В нем есть какая-то волшебная сила», — писала Галина о Бунине в своем дневнике, признавая, что этой силе невозможно противостоять.
Женщины гения
«Истинная любовь не выбирает» — так Бунин раз и навсегда определил свое отношение к главной из «человеческих страстей». Ему, писателю и поэту, «певцу любви», требовалась постоянная подпитка чувств, поэтому в каждый новый роман он бросался с головой, словно в омут.
О женщинах Бунина можно писать целые тома. В истории остались самые значимые романы писателя, о которых стало известно благодаря письмам и дневникам. Сам же Бунин не имел привычки хвастаться своими победами на любовном фронте. Между тем его первая продолжительная связь началась, когда Бунину было всего 19 лет.

С избранницей Варварой Пащенко он познакомился в газете «Орловский вестник», где работал корреспондентом. Родители девушки категорически воспротивились женитьбе, поэтому влюбленные жили, что называется, «гражданским браком». Однако спустя время Варвара влюбилась в друга Бунина и вышла за него замуж.
Через несколько лет Бунин женится на Анне Цакни. Но брак оказался коротким и несчастливым. Их с Анной единственный сын умер в пятилетнем возрасте. Кроме сына, супругов ничего не связывало, Бунин много раз жаловался на холодность со стороны жены: «Сколько раз я раскрывал ей душу, полную самой хорошей нежности, — ничего не чувствует, кол какой-то».

Иван Бунин и Вера Муромцева
После расставания с Цакни Бунин встретил ту женщину, с которой ему суждено было прожить до самой смерти. Веру Муромцеву, выросшую в дворянской, профессорской семье, друзья называли «прирожденной женой писателя». Высокая «с лицом камеи» блондинка приглянулась Бунину на одном из литературных вечеров. Они тайно начали встречаться. Повторилась давняя история — родители Веры выступили против ее романа, и девушка согласилась жить с Буниным «гражданским браком», без венчания.
«Я придумал, нужно заняться переводами, тогда будет приятно вместе и жить, и путешествовать, — у каждого свое дело, и нам не будет скучно…» — такой Бунин видел их совместную жизнь, и Вера безропотно согласилась оставить родных, учебу, увлечения ради любимого. Следующие годы она занята лишь тем, что следит за домом и всеми силами обеспечивает комфорт и уют своему гению. Несмотря на бытовые трудности и тяжелые условия «кочевой жизни», супруги вполне счастливы. Но это безмятежное счастье, увы, уходит от них в Грассе, небольшом городке на юге Франции, где Бунин встречает свою последнюю страстную любовь — Галину Кузнецову.
Встреча с кумиром
Галина Кузнецова родилась в стародворянской семье, получила классическое образование в Киевской женской гимназии. Она довольно рано вышла замуж за юриста, белого офицера, и вместе с мужем уехала в Константинополь. Позже супруги перебрались в Прагу, а потом — во Францию.
Отношения с мужем не складывались, Галина пеняла ему на «слабость характера». Жили очень бедно. Чтобы как-то отвлечься от грустных мыслей, Галина начала писать стихи и прозу. Ее печатают в литературных журналах, критики дают благосклонные оценки. Галина постепенно входит в литературный круг и заводит новые, полезные знакомства. Одно из таких знакомств оказалось поистине судьбоносным. Филолог, поэт Модест Гофман познакомил начинающую поэтессу с Иваном Буниным.
Произошло это в Грассе, на пляже, где Бунин делал традиционный заплыв. Писатель был очарован прекрасной незнакомкой, а она оказалась совершенно не в силах сопротивляться его магнетизму. «Вы мой кумир», — призналась Галина в тот вечер. Вернувшись из Грасса, она тотчас объявила мужу, что уходит от него. После бурного скандала, во время которого муж плакал и клялся убить соперника, Галина стала свободной женщиной. С этого момента начинается ее длинный и страстный роман с великим писателем.

Галина Кузнецова
Под одной крышей
Почти год влюбленные встречались в маленькой съемной квартирке в Париже. Бунин разрывался между Парижем и Грассом, женой и новой возлюбленной. Конечно, Вера догадывалась о страсти мужа. Знакомая поэтесса рассказывала, что Вера «сходила с ума и жаловалась всем знакомым на измену Ивана Алексеевича». У супругов даже состоялось бурное выяснение отношений, после которого Бунин уехал в Париж.
Но разводиться с женой писатель не собирался, он не хотел лишаться налаженного быта, да и за годы жизни жена стала ему родным человеком. «Любить Веру? Как это? Это все равно что любить свою руку или ногу…» — однажды с удивлением сказал Бунин. В свою очередь Вера не могла уйти от своего обожаемого гения. «Я его люблю. И ничего не могу с этим поделать», — отвечала она на расспросы знакомых.
Галина тоже страдала, ожидая очередного свидания с любимым, не зная, придет он в этот раз или нет. Кончилось все тем, что Бунин поставил жену перед фактом: Галина будет жить с ними в качестве секретаря, ученицы и приемной дочери. Вере ничего не оставалось, кроме как согласиться и закрыть глаза на отношения «учителя» и «ученицы».


Виктор Борисов-Мусатов «Прогулка при закате»
«Пусть любит Галину… только бы от этой любви ему было сладостно на душе…» — писала Вера в своем дневнике. Настолько жертвенной была ее любовь, что она согласилась терпеть рядом присутствие пассии мужа. Галине тоже приходилось несладко, но она пыталась поддерживать хрупкое равновесие в доме, надеясь на то, что со временем Бунин все же сделает выбор в ее пользу. Эта не совсем типичная история отношений затянулась на пятнадцать лет.
Что творилось на душе у всех участников «любовного треугольника» все эти годы, остается только догадываться. В своих дневниках все трое делают осторожные записи, ни одного лишнего слова. Впрочем, иногда, нет-нет да и промелькнут какие-то странные подробности «совместной жизни». Например, Вера в записях жаловалась на бедность, говорила о том, что у нее всего две рубашки и она часто ходит «в Галиных вещах». У Галины же в «Грасском дневнике» периодически прорывается сдерживаемое недовольство: «приходится считаться с характером И.А., а она за все двадцать лет жизни рядом не может примириться с ним», — пишет она про Веру.
Запутанные связи
Со временем «треугольник» превратился в «квадрат». На вилле поселился литератор Леонид Зуров, которого Вера принялась усиленно опекать. Опека вылилась в преданную влюбленность Зурова в Веру, о чем Бунин, само собой, знал. Обстановка в доме накалилась до предела. «Я не знаю, как держаться, чтоб были хорошие отношения в доме», — пишет Галина в своем дневнике.
Если первое время Галина словно была заколдована Буниным, то напряженные годы в «любовном треугольнике» помогают ей сбросить эти чары. Она наконец осмеливается признаться самой себе в том, что Бунин никогда не уйдет от жены. С этого момента она начала думать о будущем: «Нельзя же, правда, жить так без самостоятельности, как бы в «полудетях»».
Жить на положении то ли секретаря, то ли ученицы, ловить на себе косые взгляды, преданно смотреть в глаза гению, отказываясь от собственных амбиций, — нет, не об этом она мечтала! В отличие от Веры Галина более решительна. К тому же она поняла, что ей больше не нравится вести затворническую жизнь, на которой настаивал Бунин. Такой образ жизни подпитывал писателя, но полностью лишал сил саму Галину. А тут еще подоспела Нобелевская премия, получать которую Бунин отправился вместе с обеими «женами».
Наверное, именно в тот момент Галина осознала, как грустно оставаться в тени великого писателя. Сколько сил ушло на перепечатку рукописей, литературные дискуссии, а в итоге, она даже не может претендовать на роль музы гения. Ведь «официальной музой» всегда будет Вера, как жена писателя. После вручения премии, на пути из Швеции во Францию, чета Буниных вместе с Галиной останавливается погостить у писателя Федора Степуна.
Там Галина заболела, и Бунины уехали домой, оставив молодую женщину на попечение писателя. Вдали от Бунина Галина окончательно освободилась от своей страсти к нему. Более того, в ее жизни наступает новый период. Она неожиданно влюбилась в сестру Степуна, оперную певицу Маргариту Степун. Когда она возвращается в Грасс, Маргарита следует за ней.

Иван Бунин. Портрет работы художника Леонида Туржанского
Счастье после разрыва
Судя по всему, переболев тяжелой любовью к Бунину, Галина не хотела и не могла влюбляться в мужчин. Какое-то время они с Маргой, как называли Маргариту Степун, живут в Грассе вместе с супругами Буниными. Но ссоры с Буниным в конце концов приводят к тому, что Галина начинает паковать чемоданы. Вместе с Маргаритой она уезжает в Германию. «Галя наконец уехала. В доме стало пустыннее, но легче», — с облегчением запишет Вера в дневнике.
Бунин, с одной стороны, очень переживал разрыв с Галиной. С другой — быстро смирился с потерей, как всегда, переключившись на творчество. После расставания со своим «последним романтическим призом» он написал знаменитый цикл рассказов «Темные аллеи». «Знаете, на свете так мало счастливых встреч», — скажет он в одном из рассказов. Зато, кажется, есть счастливые расставания. Во всяком случае, Вера до конца жизни была рядом с любимым мужем и больше его ни с кем не делила. Галина же нашла свое счастье с Маргой.
«До конца жизни своей Степун ее держала в лапках… они поступили на службу и жили довольно прилично… все было хорошо», — писала близкая подруга семьи. Любовь-зависимость осталась в прошлом. А Галина все же вошла в историю как муза великого писателя. По мотивам ее «Грасского дневника» сняли известный фильм «Дневник его жены», благодаря которому имя Галины Кузнецовой навсегда осталось связанным с именем Ивана Бунина.
Дарья Корж

2. Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе

Несколько ярких, как пламя огня, мгновений счастья порой могут перевесить спокойно прожитые годы. Любовь 33-летнего известного русского поэта и 15-летней грузинской аристократки продлилась считаные месяцы, но память о ней «черная роза Тифлиса», как прозвали не снимающую траурного платья вдову, хранила всю жизнь. После гибели мужа Нина воздвигла памятник Александру Грибоедову на горе Мтацминда — пьедестал из черного мрамора и изваяние плачущей вдовы, охватившей руками крест, с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Говорят, поэт Александр Сергеевич Пушкин посетил еще свежую могилу Грибоедова и преклонил пред ней колени, а когда встал, на его глазах блестели слезы. Не о такой ли вечной любви мечтает каждый мужчина! Неудивительно, что Нина Чавчавадзе вошла в историю как символ верности, свидетельство того, что великая любовь никогда не умирает…

Неизвестный художник. Портрет Нины Чавчавадзе
Воистину, написанное на бумаге очень часто претворяется в жизнь. Знал ли поэт Грибоедов, что судьба предоставит ему возможность в полной мере прочувствовать то же, что пережил Чацкий, герой его пьесы «Горе от ума», по возвращении домой: «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног. Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!». Разница лишь в том, что в отличие от Чацкого и Софьи, Нина и Александр не росли вместе.
Между ними насчитывалось семнадцать с лишним лет разницы. Грибоедов дружил с отцом Нины, поэтом и общественным деятелем Александром Чавчавадзе. Когда-то Грибоедов учил дочку друга, красивую девочку с карими глазами, игре на фортепиано и вел с ней беседы о литературе. Мог ли тогда господин Сандро, как называла его смышленая ученица, поверить в то, что эта девочка, которая приходит на занятия с куклами, станет его женой?

Но провидение, как водится, распорядилось по-своему. В 1828 году Грибоедов, недавно вернувшийся из Персии, провел несколько месяцев в Тифлисе и, конечно, заглянул к давнему другу Чавчавадзе в родовую усадьбу Дадиани. К тому времени он едва ли помнил о дочери друга. К своим тридцати трем годам Грибоедов потихоньку становился завзятым циником.
Он весьма едко отзывался о женщинах: «Они чувствуют живо, но не глубоко. Судят остроумно, только без основания и, быстро схватывая подробности, едва ли могут постичь, обнять целое». При этом он нехотя признавал, что есть исключения, но они редки и потому ценны. С таким «исключением» Александру и посчастливилось встретиться в тот памятный день в доме Чавчавадзе.
Цветок целого мира
За то время, что они не виделись, Нина из девочки с куклами превратилась в первую красавицу Тифлиса. Безумно влюбленный в Нину офицер Николай Сенявин писал другу: «Цветок целого мира пленил меня… Ты не знаешь, я так влюблен, что готов пренебречь целым светом, дабы обладать Ангелом!» Высокая стройная девушка с темно-карими, как у трепетной лани, глазами, очень грациозная — недаром она брала уроки сценического искусства — действительно, напоминала не то ангела, не то бутон цветка, словом, что-то невероятно свежее и прекрасное. Краснея и смущаясь, она вышла поздороваться с другом отца, к которому, кажется, питала симпатию с тех давних пор. Александр просто лишился слов. Он и сам не мог объяснить, что произошло.
Но позже попытался облечь эмоции в речь и в письме к другу признался: «За столом сидел против Нины Чавчавадзе… Все на нее глядел, задумался, сердце забилось… Выйдя из-за стола, я взял ее руку и сказал: «Пойдемте со мной, мне нужно кое-что сказать вам». Она меня послушалась, как и всегда; верно, думала, что я ее усажу за фортепиано: но вышло иначе. Мы вошли в комнату, щеки у меня разгорелись… Не помню, что начал ей говорить, и все живее, живее. Она заплакала, засмеялась, и я поцеловал ее…»
Подготовка к свадьбе велась с ошеломительной скоростью, ведь страсть не может долго ждать. Уже через два месяца влюбленные обвенчались в тифлисском соборе Сиони. Только вот незадача — Александр незадолго до торжества переболел лихорадкой и, все еще чувствуя себя не очень хорошо, случайно уронил обручальное кольцо, надевая его на палец невесте. Плохая примета! — испуганно зашептались гости. Собственно, в этот раз примета, как ни печально, сработала. И все же сначала, как и у всех молодоженов, первые дни супружества протекали очень счастливо.

И.Н. Крамской. Портрет писателя А.С. Грибоедова
Печальное пророчество
«Кто никогда не любил и не подчинялся влиянию женщин, тот никогда не производил и не произведет ничего великого, потому что сам мал душою…» — женившись на Ангеле, Александр заговорил о женщинах иначе. Казалось, вся его система ценностей перевернулась с ног на голову. После венчания молодые отправились в имение князя Чавчавадзе в Цинандали. Там Александр принял решение отправиться на службу в Персию. Нина отказалась оставаться дома и заявила, что поедет вместе с мужем. Как-то перед отъездом супруги гуляли по окрестностям усадьбы, и Грибоедов вдруг сказал жене, показывая на гору Мтацминду: «Если что случится со мной, похорони останки мои вот здесь».
Нина в ответ воскликнула: «О нет, мой Александр, мы будем жить вечно… любовь наша не померкнет, как не померкнет твой поэтический дар». Таким образом оба супруга словно напророчили себе будущее.
Одинокие дни
Увы, «медовые дни», даже не месяц, пролетели слишком быстро, и вскоре чета Грибоедовых двинулась в путь. Сейчас невозможно представить, каким тяжелым оказалось это путешествие для совсем еще юной девушки, которая, как позже выяснилось, находится в «деликатном положении». Супруги ехали с большой свитой, ночевали в шатрах на вершинах гор, где царил ужасный холод, а горный ветер пронизывал до костей. Нина из любви к мужу стойко выдерживала все невзгоды. Так, Грибоедов писал друзьям: «Нинуша, моя жена, не жалуется, всем довольна…» Можно только представить, какой ценой далось молодой жене это «довольство».
В свою очередь современники Грибоедова отмечали: «Сделавшись обладателем женщины, блиставшей столько же красотой, сколько и душевными качествами, Грибоедов имел полное право осознавать свое блаженство и гордиться счастьем, которое — увы! — было так скоротечно, так мимолетно». Не желая подвергать жену опасностям, которые могли возникнуть в ходе сложных переговоров, Александр оставил Нину в своей резиденции в Тавризе, а сам отправился в Тегеран на представление шаху.
Жизнь Нины, и без того непростая, теперь стала еще труднее. Ей запрещалось выходить за ворота резиденции, не с кем даже было перемолвиться словом. К тому же она тяжело переносила беременность и — еще тяжелее — отсутствие обожаемого мужа. Ежедневно супруги обменивались нежными письмами. «Бесценный друг мой! Только теперь я истинно чувствую, что значит любить», — писал Александр. Тоскуя по молодой супруге, он заказал изящную чернильницу и сделал на ней гравировку на французском языке: «Пиши мне чаще, мой ангел Ниноби».
Страшная весть
Между тем Грибоедову приходилось тоже нелегко. Обстановка в Персии была угрожающей, а российские власти, не понимая или не желая понимать сложность ситуации, требовали держаться как можно тверже и категорически не идти на уступки. За Александром закрепилась плохая слава, его даже прозвали «сахтир», что означало «жестокое сердце». Такое прозвище не предвещало ничего хорошего.
«Через восемь дней я рассчитываю покинуть столицу» — так писал Александр в последнем письме. Но этой надежде не суждено было сбыться. Через несколько дней в Тегеране вспыхнул бунт, и бесчинствующая толпа захватила дом русской миссии. Русского посла и его свиту просто растерзали. Грибоедов погиб героически, с саблей в руке, но персы постарались максимально надругаться над врагом. Несколько дней тело поэта таскали по улицам, а потом сбросили в общую яму.
Страшную весть скрывали от беременной Нины, как могли. Супруга Грибоедова долго отказывалась ехать в Тифлис, все ждала письма от мужа. Наконец удалось убедить ее, что Александр серьезно болен и пока лучше уехать на родину. Однако в пути Нина случайно подслушала разговор, из которого и узнала о трагедии. Эта новость вызвала трагические преждевременные роды. «Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания», — писала Нина друзьям о сыне, которого успела окрестить Александром в честь любимого мужа.


Гравюра с фотографии Нины Чавчавадзе, сделанной в год ее смерти
Вместе навеки
С того дня, как Нина узнала о смерти мужа, она ни разу не снимала траур. Она тратила огромные суммы на благотворительность, помогала всем, кому требовалась помощь, и прозвище Ангел, которым ее когда-то окрестил несчастный влюбленный, теперь повсюду следовало за ней. Она по-прежнему была прекрасна, и предложения руки и сердца сыпались со всех сторон. Но напрасно. Нина видела перед собой лишь одного мужчину, и его образ, пусть постепенно меркнущий в памяти, не мог затмить ни один из живущих на этой земле.
Умирая от холеры в возрасте сорока шести лет, Нина скажет с улыбкой кому-то невидимому: «Что только не перенесла твоя бедная Нина с той поры, как ты ушел. Мы скоро свидимся, свидимся… и я расскажу тебе обо всем. И мы уже навеки будем вместе, вместе…» С ее последним вздохом их вечная любовь переместилась в другое измерение, став символом для всех влюбленных.
А за гибель российского посланника, по преданию, персидский шах принес России официальные извинения и преподнес императору один из самых известных в мире драгоценных камней — алмаз «Шах». Цена крови и цена любви — было ли это на самом деле или это просто красивая легенда, историки спорят до сих пор. Но прозрачные отблески алмазных граней очень напоминают слезы.
Дарья Корж

3. Иван Тургенев и Полина Виардо

Их отношения причисляют к самым драматичным и долгим историям любви. Но правильнее было бы сказать, что это история любви лишь одного человека, Ивана Тургенева. Сорок лет великий русский писатель жил в статусе вечного друга семьи, «на краешке чужого гнезда», бок о бок с мужем оперной дивы Полины Виардо. Он променял жизнь на родине и личное семейное счастье на бесстрастную дружбу своей возлюбленной и даже в пожилом возрасте готов был «хоть дворником» последовать за ней на край света.
Иван Тургенев был впервые представлен Полине Виардо первого ноября 1843 года как «великорусский помещик, хороший стрелок, приятный собеседник и плохой стихотворец». Нельзя сказать, что такая рекомендация способствовала его счастью: сама Полина позже отмечала, что не выделила будущего писателя из круга новых знакомых и многочисленных почитателей ее таланта. Зато молодой Тургенев, которому тогда едва исполнилось 25, с первого взгляда влюбился в 22-летнюю певицу, приехавшую в Санкт-Петербург с парижской Итальянской оперой. Вся Европа в то время боготворила ее дарование, и даже непривлекательная внешность Виардо не помешала ее славе прекрасной артистки.
Иван Тургенев
Современники вспоминали, как с началом пения примы по залу будто пробегала искра, публика впадала в совершенный экстаз и облик певицы переставал иметь хоть какое-то значение. По словам композитора Сен-Санса, Полина Виардо обладала горьким, как померанец, голосом, созданным для трагедий и элегических поэм. На сцене она очаровывала страстным исполнением опер, а на музыкальных вечерах покоряла слушателей прекрасной игрой на рояле — ученичество у Листа и Шопена не прошло даром. «Хорошо поет, проклятая цыганка!» — не без ревности призналась, услышав выступление Полины, мать Тургенева.
Тургеневская девушка
В неприметной сутулой женщине с глазами навыкат и вправду было что-то цыганское: южные черты она переняла от отца, испанского певца Мануэля Гарсиа. «Она отчаянно некрасива, но если бы я увидел ее во второй раз, непременно влюбился бы», — говорил один бельгийский художник о певице ее будущему мужу Луи Виардо. С искусствоведом, критиком и директором парижской Итальянской оперы Полину познакомила Жорж Санд.
Сама писательница считала сорокалетнего Луи унылым, «как ночной колпак», но рекомендовала его юной подруге в женихи из лучших побуждений. Будучи совершенно очарованной певицей, Жорж Санд задокументировала ее в главном женском образе романа «Консуэло», отговорила от брака с писателем и поэтом Альфредом де Мюссе и позже закрыла глаза на роман уже замужней Полины со своим сыном.
А темперамента талантливой певице было не занимать: в юности ее первым увлечением был Ференц Лист, у которого Полина брала уроки фортепиано, позже она увлекалась композитором Шарлем Гуно, к которому Тургенев ее сильно ревновал. Остальные романы мадам Виардо останутся неизвестными истории, но, судя по парадоксальной привлекательности примадонны, многочисленными. Впрочем, замуж тогда еще Полина Гарсиа выходила по любви, и какое-то время действительно была увлечена мужем. Однако все проходит — и вскоре Полина признавалась Жорж Санд в том, что устала от пылких изъявлений мужней любви.
Но что же наш Тургенев? Он стал для мадам Виардо одним из многочисленных поклонников, не лишенных, впрочем, определенной ценности. Редкий мужчина мог развеселить артистку занятной историей, рассказанной так умело, что приглашение его в гримерную комнату казалось уже не столь напрасным. Кроме того, Тургенев с великой охотой взялся учить Полину Виардо русскому языку, который требовался ей для безупречного исполнения романсов Глинки, Даргомыжского и Чайковского.
Этот язык был шестым в арсенале певицы и позже помог ей стать первой слушательницей тургеневских произведений. «Ни одна строка Тургенева не попадала в печать прежде, чем он не познакомил меня с нею. Вы, русские, не знаете, насколько вы обязаны мне, что Тургенев продолжает писать и работать», — заявила однажды Виардо.
Полина Виардо
Для того, чтобы быть полезным своей возлюбленной, Иван Сергеевич Тургенев — тогда еще никому неизвестный и небогатый помещик — отправился за Полиной и ее мужем во Францию, когда гастроли артистки по России окончились. С Луи Виардо писатель нашел общий язык на фоне страсти к охоте и интересу к переводам русских литераторов на французский язык. Он часто бывал в семейной усадьбе Куртавнель, что под Парижем, принимал участие в домашних спектаклях, сборе гостей и артистических вечерах.
Когда Полина Виардо отправлялась на гастроли, Тургенев следовал за ней: «Ах, мои чувства к вам слишком велики и могучи, — пишет Иван в одном из своих многочисленных писем возлюбленной. — Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный». Соотечественники, навещающие Тургенева за границей, удивлялись его состоянию: «Никогда не думал, что он способен так сильно любить», — пишет Лев Толстой после свидания с товарищем в Париже.

Родина и родство
В своей любви Иван Сергеевич Тургенев почти забыл родину, окончательно разъярив тем самым мать: ее черты прослеживаются в образе суровой помещицы из романа «Му-му». В 1850 году писатель был вынужден приехать в родное имение Спасское-Лутовиново. Разговор с помещицей Тургеневой окончился тем, что Иван был лишен помещичьих денег, забрал свою внебрачную дочь Пелагею, рожденную от белошвейки, и отправил ее возлюбленной Полине.
Семья Виардо приняла восьмилетнюю дикарку благожелательно и с семейными чувствами к Тургеневу. Через некоторое время безграмотная крестьянская девочка стараниями мадам Виардо превратилась в мадемуазель Полинетт, хорошо рисующую и пишущую письма отцу исключительно по-французски.
Чета Виардо, между тем не лишенная своих детей, в конце концов заменила Ивану Тургеневу семью. «Судьба не послала мне собственного моего семейства, и я прикрепился, вошел в состав чуждой семьи, и случайно выпало, что это семья французская. С давних пор моя жизнь переплелась с жизнью этой семьи. Там на меня смотрят не как на литератора, а как на человека, и среди ее мне спокойно и тепло». Особенно счастливо писатель себя почувствовал в 1856 году, когда у Полины родился сын Поль.
Необыкновенное возбуждение, несравнимое с радостью от рождения предыдущих детей мадам Виардо, охватило Тургенева. Однако сама Полина не выражала столь же ярких чувств, и наличие у нее в тот момент любовника Ари Шеффера, писавшего ее портрет, вносит определенную долю сомнений в отцовство русского писателя. Но потомки Виардо уверены в обратном. Тем более что как раз к рождению мальчика Тургенев окончил непродолжительную связь на родине: попытка полюбить кроткую и молодую дальнюю родственницу оказалась неудачной. Тургенев потерял к девушке интерес, оставив несчастную в недоумении, по обыкновению того времени перетекшем в болезнь.
Исаак Левитан «Золотая осень»
Без взаимности осталась и баронесса Вревская, а также актриса Мария Савина. С ними у писателя хоть и возникла близость, но образ Полины Виардо не покидал его. И даже желание больше проводить времени в России разбивалось о первый же зов Полины. Если нужно было ехать к ней, Тургенев бросал все и уезжал. Биограф Ивана Тургенева отмечает: «Если бы ему предложили выбор быть первым в мире писателем, но никогда больше не увидеть семью Виардо или служить у них сторожем, дворником и в этом качестве последовать за ними куда-нибудь на другой конец света, он предпочел бы положение дворника».
Да и сам Тургенев, будучи уже состоявшимся писателем, в 1856 году признается другу Афанасию Фету: «Я подчинен воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня все остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь». Дружившие с писателем люди отмечали, что ему нужна была именно такая любовь — приносящая страдания, порождающая движения души, безответная.
После смерти Ивана Тургенева Полина Виардо забрала из архива писателя все свои письма. И остается только предполагать, скольким прекрасным женским образам и трагичным историям любви в произведениях великого писателя дала жизнь эта страсть, продлившаяся сорок лет.
Ольга Севастьянова

Литературная гостиная » Любовь в жизни и творчестве русских писателей»..

  1. Слайд №1 Роберта Рождественского » Всё начинается с любви».

Всё начинается с любви…

  1. Слайд№ 2 Тема литературной гостиной: » Любовь в судьбе и прозе русских писателей».. Тема любви волновала всех писателей во все времена. Ведь любовь — одно из самых значительных, сильных и всеплогощающих чувств. Каждая эпоха что-то новое в литературе о любви. Любовь для русских писателей конца 19-начала 20 века является великим чудом, но и великим испытанием. Сильного человека, способного испытывать это чувство, она делает счастливее, лучше, светлее.

  1. Слайд №3 .И.С.Тургенев И мало кто мог подумать тогда, что этот русский, ставший вскоре признанным писателем, одним из популярнейших не только в России, но и в Европе, сохранит до конца дней горячую привязанность к замужней женщине. Это знакомство продлится всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире… Отношения И.С. Тургенева и Виардо длились 40 лет – с 1843 по 1883 годы. Вероятно, это самая продолжительная история любви. Осенью 1843 г. в Санкт-Петербурге гастролировала Итальянская опера. Бомонд пришёл посмотреть на молодое дарование — Полину Виардо. Среди зрителей был и Иван Тургенев. Писатель был так поглощён своей любовью, что готов был закрыть глаза на то, что его избранница — замужняя женщина. Более того, он подружился с её супругом, известным критиком и искусствоведом Луи Виардо. Кстати, Луи уже давно не обращал внимания на «шалости» своей молодой жены. Этот русский писатель был далеко не первым поклонником, к которому госпожа Виардо проявляла благосклонность. Любовь к Полине Виардо у русского Тургенева не знала чувства меры и естественного равновесия: она лишь колебалась между полюсами «святости» и «рабства», хотя общение с талантливой артисткой погружало его в атмосферу ценимых и любимых им искусств.

4) Полина Виардо была для Тургенева не просто боготворимой женщиной, идеалом, но и музой, проявлявшей живой, неподдельный интерес ко всем произведениям писателя. 1983 год…Тургенев прикован к постели страшной болезнью. Он пишет стихотворение в прозе. Оно посвящено Полине Виардо.

5) КОГДА МЕНЯ НЕ БУДЕТ… Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего. Не забывай меня… но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд… Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы. Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку твою. Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею… но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение. И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно! Декабрь, 1878

6) После смерти Тургенева Полина Виардо прожила еще 27 лет. Так закончилась долгая любовь двух гениальных личностей – великого русского писателя и знаменитой французской певицы. Иван Тургенев и Полина Виардо пронесли это нежное чувство через всю свою жизнь. Оно помогало им жить и творить.

7) Слайд № 4 Безответная любовь – что это? Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты не совсем уверена? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорблённого чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит. Краски становятся ярче, звуки отчётливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра…

8) Так в повести Тургенева «Ася» Во время путешествия по Германии господин Н.Н. случайно познакомился с русской семьей — Гагиным и его сестрой Асей. Между новыми знакомыми завязались дружеские отношения. И вскоре Ася влюбилась в Н.Н., однако он не мог ответить ей взаимностью, потому что не был до конца уверен в своих чувствах. Когда же в душе героя вспыхнуло «с неудержимой силой» «ясное сознание… любви», Ася была уже далеко. Впоследствии Н.Н. пытался отыскать ее, но все его попытки заканчивались неудачей. ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА К/Ф.

9) слайд№5 «Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог… » Л.Н.Толстой

10) В судьбе Л. Н. Толстого огромную роль сыграла любовь к месту, где он родился, Ясная Поляна. Когда Толстому было девять лет, умер его отец. В Ясную Поляну Толстой вернется — уже хозяином — лишь в 1847 году, оставив учебу в Казанском университете. «По обычаю как младшему в семье мне отдали имение, в котором жили – Ясную Поляну», — пишет Лев Николаевич. Он сразу же решает круто изменить свою жизнь и обосноваться у себя в деревне. В Ясной Поляне Толстым были задуманы и написаны многие из его бессмертных произведений. Впечатления яснополянской усадебной жизни и природы дали богатейший материал для творческой мысли писателя и получили многообразное отражение в его произведениях. Родовое имение с его пейзажами, лучшими традициями усадебного быта, семейными преданиями служила Толстому неисчерпаемым источником творческих сил и вдохновения и неизменно присутствовало в его произведениях. Описание родных мест Толстой дает в «Романе русского помещика», «Войне и мире», «Анне Карениной.

11). Слайд № 6 Л Н Толстой был великим художником слова. Роман его “Война и мир” — один из величайших шедевров мирового искусства, гениальное произведение, в котором широта эпического размаха сочетается с изумительной глубиной проникновения в душевную жизнь человека
Дуб — символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. При первой встрече Андрея с дубом, он встретил его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Случайно услышанный разговор девочки, взволнованной красотой ночи и желавшей улететь в небо (Наташи Ростовой), возбудивший в нем давно погасшие чувства радости и счастья. Любовь Андрея к Наташи Ростовой меняет мировоззрение его.

12) Но при их второй встрече Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру: просмотр к/фильма

13) Слайд №7 В романе Толстого «Анна Каренина» все главные герои любят или хотя бы слегка влюблены, в кого-то: Вронский в Каренину, Анна во Вронского, Каренин любит свою жену. В самом начале истории Анна – замужняя женщина, мать восьмилетнего мальчика. Замуж вышла по воле и выбору родителей. Полюбила легкомысленного молодого человека, изменила мужу. Общество её осудило. В романе Анна страдает и погибает от нарастающего чувства вины и жизненного тупика потому, что «незаконная» любовь ее к Вронскому греховна. Просмотр фрагмента к/фильма

14) Мне кажется, что любовь Анны и Вронского закончилась трагедией не только потому, что героиня поздно встретила свою любовь и чувство вины перед сыном и мужем мешало ее счастью. Даже если бы они встретились раньше, финал мог остаться таким же. Ведь Анна и Вронский воспринимают это чувство по-разному. Для Вронского любовь — только часть его жизни, жизни внутренней, которая теперь «была наполнена страстью». Но жизнь «внешняя оставалась неизменной. В полку его любили и уважали. И он любил эту жизнь». Его жизнь — это служба, свет, любимое занятие (лошади) и любовь к Анне. Для нее же осталась только любовь. И чем она сильнее, тем меньше шансов на совпадение и больше простора для непонимания.
15) Слайд №8 Эта история любви известного писателя и молодой актрисы в письмах, лишь малая толика из того, что ими написана, точнее пережита, как пропета, что естественно предстает, как на сцене с видами Москвы, Кавказа, Крыма и других мест. Антон Павлович Чехов и Ольга Леонардовна Книппер постоянно видят друга друга издали, вступая в диалог на расстоянии, лишь изредка встречаются и тут же расстаются, чтобы в разлуке продолжать песнь любви — в полном соответствии с их призванием писателя и актрисы для всех — сейчас и в вечности. Первые встречи Чехова и Книппер произошли на репетициях спектаклей Московском художественном театре.

16) То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние человека. Влюблённость показывает человеку, каким он должен быть. А.П. Чехов.

Переписка с Книппер интересна не только как хроника последних лет чеховской жизни, не только как ценнейший источник сведений о первых годах Художественного театра, Книппер заняла исключительное место в духовной жизни Чехова последних лет, и письма к ней полнее всего отражают его внутренний мир в эти годы

Представляем вашему вниманию письмо А.П.Чехова Ольге Книппер. «Милая, славная, добрая, умная жена моя, светик мой, здравствуй! Я в Ялте, сижу у себя, и мне так странно! Сегодня были Средины, была женская гимназия, и я уже совсем, с головой, вошел в свою колею, пустую и скучную…
…голубчик, умоляю тебя, верь, что я тебя люблю, глубоко люблю; не забывай же меня, пиши и думай обо мне почаще… Что бы ни случилось, хотя бы ты вдруг превратилась в старуху, я все-таки любил бы тебя — за твою душу, за нрав… Береги свое здоровье. Если заболеешь, не дай бог, то бросай все и приезжай в Ялту, я здесь буду ухаживать за тобой..
…вчера я был у Толстого. Застал его в постели …
Сегодня у меня был Бальмонт. Ему нельзя теперь в Москву, не позволено…
Твой муж Антонио

17) Письмо Ольги Леонардовны Книппер Антонка, родной мой, сейчас стояла перед твоим портретом и вглядывалась, села писать и заревела. Хочется быть около тебя, ругаю себя, что не бросила сцену. Я сама не понимаю, что во мне происходит, и меня это злит…Мне больно думать, что ты там один, тоскуешь, скучаешь… В письмах к жене особенно ярко проявилась способность Чехова сказать о важном, значительном в шутливой форме, как бы невзначай. Чехов убеждает «милую актрису» не падать духом в тяжелые моменты ее театральной жизни, отстаивать свои позиции («гните свою актрисичью линию») или — позже — не снижать нравственных требований к себе {«только не мельчай, моя девочка»). Для нее, как и для многих других, он стал учителем жизни.

18) Книппер-Чехова —. первая из всех актрис, сумевшая так чётко и ярко передать образ чеховских женщин. Обладая своей неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой исполнения, Ольга Леонардовна исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова: «Чайка» (1898, Аркадина), «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна), «Три сестры» (1901, Маша), «Иванов» (1901, Сарра), лирико-комедийный образ Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» (1904).) Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХАТа (с 1901г. – жена А.П.Чехова)

19). Постановка «Чайки» переплелась с большим событием личной жизни Чехова. В сентябре 1898 года на репетиции этой пьесы он познакомился с актрисой Ольгой Книппер, которая играла Нину Заречную. В мае 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна поженилась.. На берегу красивого озера жила прелестная девушка Нина Заречная. Она мечтала о сцене, о славе. В нее был влюблен молодой сосед Константин Треплев, начинающий писатель. Внезапно возникшая связь Тригорина и Зареҹной многое переменила в жизни героев пьесы. Но Зареҹная сумела утвердить себя в жизни и после двухлетнего перерыва снова появилась в родных местах. Треплев радостно встретил ее, полагая, ҹто к нему возвращается сҹастье. Но Нина была по-прежнему влюблена в Тригорина, благоговела перед ним, однако не искала с ним встреҹи и вскоре внезапно уехала. Не вынеся испытаний, Треплев застрелился. Слайд № 9 15). Фрагмент спектакля

Слайд №10 20) В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. Любовь в произведениях Бунина драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное, ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь – это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная.

21)За границей, уже в преклонном возрасте, И.А. Бунин создал цикл «Темные аллеи». Этот цикл был написан во время Второй мировой войны, когда семья Буниных оказалась в крайне бедственном положении. Все произведения этого сборника – о любви. Это можно подтвердить словами М. Рощина: «Темные аллеи» подобны дневнику, столь они личны, в каждом «приключении» виден автор. Любовь прекраснее всего в первой, начальной ее стадии, достигнутое оборачивается печальным, бытовым, тленным – смерть настигает ее почти мгновенно, в самом расцвете, а при той концентрации жизни, которую удается создать Бунину, любовь вместе с жизнью доводится до космической плотности».

22). Герой рассказа «Тёмные аллеи», ещё будучи молодым помещиком, соблазнил крестьянку Надежду. А затем его жизнь пошла своим чередом. И вот по прошествии многих лет он, будучи уже военным в больших чинах, проездом оказывается в тех местах, где любил в молодости. В хозяйке заезжей избы он узнаёт Надежду, постаревшую, как и он сам, но всё ещё красивую женщину. Встреча бывших влюблённых и составляет сюжетную основу произведения. просмотр фрагмента кинофильма

23). Слайд № 11 В 2014 году новый фильм Никиты Михалкова представлен зрителям как соединение двух произведений Ивана Бунина – романтического рассказа «Солнечный удар» и сборника дневниковых записей о послереволюционной России «Окаянные дни». Фильм Солнечный удар — это история любви поручика и прекрасной незнакомки, обрушившейся на них как солнечный удар. Познакомившись на пароходе, герои сходят на берег в маленьком уездном городке Павлино, где проводят в гостинице одну единственную ночь вместе. Наутро женщина исчезает — её дома ждут супруг и дочка. А поручик спустя годы не может забыть потрясшее его любовное приключение…

24). Фрагмент фильма 25) А. Макарский «Вечная любовь»26) Любовь — это то, ради чего мы живем.. это все, что есть в жизни . Без любви жизнь потеряет смысл…

Любовь заставляет Землю вращаться, а гениев творить. За каждым великим писателем, как и за любым великим мужчиной, стоит любящая женщина. Сегодня мы расскажем вам о них, любимых и несчастных, сильных и вдохновляющих — о музах, благодаря которым вы наслаждаетесь любимыми стихами и романами.

Антуан де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль

«Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — это значит смотреть в дном направлении».

У автора самого сказочного мальчика было безмерное количество любовниц, но музой стала только одна. Знакомство Антуана де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль покрыто тайной. Одни литературоведы рассказывают романтичную историю про девушку, севшую в кабину к быстрому молодому летчику, который потребовал поцелуй за снижение высоты. Другие историки уверенны, что они познакомились во время перестрелки в центре Буэнос-Айреса. Консуэло оказалась на самой линии огня, а сильный молодой человек в форме закрыл ее своими объятьями.
Неважно как, но два сердца повстречались, и в них вспыхнула любовь. Экзюпери без памяти влюбился в кареглазую жгучую сальвадорскую красавицу, которая к тому времени уже прослыла «черной вдовой», успевши потерять двоих мужей. Но это не смущало молодого летчика. Он не мог жить без нее и был готов на все, лишь бы Консуэло озаряла его своим присутствием. Она пила, гуляла, изменяла ему налево и направо, и каждый раз напоминала, что когда он брал ее в жены, он сам был за свободный от телесных уз брак.
Он думал, что сможет терпеть, но не смог. Ушел на войну и знал, что не вернется. А «Маленький принц» стал его прощальным признанием в любви, где горячо любимая маленьким принцем роза и была той самой жгучей брюнеткой с шипами, о которые он колол себе сердце. Антуан де Сент-Экзюпери пропал без вести вместе со своим самолетом где-то над южным побережьем Франции. Газеты потом напишут, что он не умер, а всего лишь вернулся на свою планету.

Консуэло Сандоваль проживет еще много лет, но так больше и не выйдет замуж. Она напишет книгу «Воспоминания Розы» про своего любимого летчика, так себя и не простив. И только в 2003 году рыбаки около Марселя вытащат сетями браслет, на котором будет выбито «Сент-Экзюпери и Консуэло».

Татьяна Лаппа и Михаил Булгаков

Мало кто знает, что прототипом всеми горячо обожаемой булгаковской Маргариты, стала первая жена Михаила Афанасьевича, Татьяна Лаппа. Булгаков был женат три раза, но именно его первая жена, Татьяна, прошла с писателем и огонь, и медные трубы.
Познакомились они на каникулах. Ей 16, ему 15. Таня из зажиточной семьи статского советника, Миша один из семерых детей религиозной семьи профессора духовной академии. Родители были против этих отношений, но любовь накрыла с головой. До свадьбы они были вместе 5 счастливых лет, во время которых было все: и смех, и слезы, и дуэли, и даже аборт. А потом решили обвенчаться. Просто, без торжеств и белых платьев.
Сначала жизнь Татьяны и Михаила была веселой и беззаботной. Но пришла война, и в 1916 году Булгакова, как студента медицинского университета, отправили в Смоленскую губернию, а вскоре и на фронт. Татьяна, как верная жена, отправилась с ним. Она держала ноги, пока муж их ампутировал и терпела. После войны Булгаков снова стал врачом в маленькой деревушке. Тут Татьяне Булгаковой пришлось пережить самое страшное испытание в ее жизни – морфий. Сильная женщина, она вытерпела и это. Но когда муж стал становиться известным писателем, брак дал трещину. Смеренная, она терпела, но не смогла пережить его любовниц в доме, который для них создавала она.
Спустя 11 лет брака Татьяна и Михаил Булгаковы развелись, и после встречались лишь однажды. Но именно ее, женщину, которая была с ним в самые сложные и страшные годы жизни, звал и хотел видеть Булгаков на смертном одре.

Виктор Гюго и Жульетта Друэ

Мало кто знает, что Виктор Гюго, истинный ценитель семейных ценностей и величественности любви, до встречи со своей музой Жульетт Друэ, собирался писать исключительно на историко-военные тематики. Гюго встретил миловидную актрису Друэ, когда его первый брак распался, после того как жена предала с близким другом. Он был разбит, и сердце его было закрыто для любви. Но милая Жульетта не только вернула его к жизни, а и пробудила огромное желание писать. Она была отличной любовницей, лучшим другом и вдохновительницей великого мастера. Он не развелся со своей женой, а она и не требовала, она любила его и поддерживала просто так.
Они были вместе 50 лет, до того как рак прервал это счастье и унес жизнь одной и единственной жены, как он ее называл, Виктора Гюго. После смерти писателя друзья расскажут, что за несколько дней до кончины своей возлюбленной писатель подарил ей фотографию со своим изображением и написал «50 лет любви. Это лучший из браков».

Эрнест Хемингуэй и Марта Геллхорн

«Сам он любил рассказывать о том, что «сначала влюбился в ее стройные ноги, а уж потом — в нее саму».

Хемингуэй встретил ее во Флориде. Миловидная стройная блондинка с острым язычком и багажом в сотни популярных статей, Марта Геллхорн, стала его третей женой. Они поженились и переехали в Испанию, где Хемингуэй посвятил жене роман, сделавший его всемирно известным, «По ком бьет колокол». Они путешествовали вместе, писали и, казалось, были счастливы.
Но брак продлился недолго. Хемингуэй, привыкший к женщинам, которые создавали ему домашний уют, не смог выдержать вечные разъезды жены и превосходство карьеры над браком. «Или ты корреспондент на этой войне, или женщина в моей постели», — написал он ей, когда она снова отправилась в горячие точки на карте Европы. И она действительно стала известной журналисткой. Ее военные репортажи принесли ей славу, но не любовь. До конца своей жизни Марта Геллхрон так и осталась третей бывшей женой великого Хемингуэя.

Сергей Есенин и Айседора Дункан

Как потом, напишут в газетах: «Они говорили на разных языках». Она коренная американка, он златовласый русский парень. Она мировая танцовщица, он поэт-любимец всех женщин в округе. К моменту встречи с Айседорой Дункан, Есенин уже был однажды женат и имел за плечами не один громкий роман. Но встретив танцовщицу старше на 18 лет, он влюбился, страстно и всезабвенно. Как вспомнят потом друзья и знакомые, они вели себя так, как будто друг друга знали давно. Спустя полгода пара поженилась и уехала в Европу. Но Есенина, безумно любившего родину, с головой накрыла тоска. Он начал прикладываться к алкоголю, ревновать, а со временем и бить жену. Есенин собирал вещи и уходил, а спустя какое-то время возвращался. Но Айседора ждала, все прощала и называла его «Златая голова».
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Их брак продлился недолго. Страсть, кипевшая в обоих, делала жизнь невыносимой. И несмотря на сильные чувства, по возвращению в Россию Есенин и Дункан развелись. Она снова уедет в Европу, но уже одна, а спустя какое-то время получит телеграмму, которая разобьет ей сердце: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин». И он действительно еще женится и даже станет отцом. А Айседора Дункан так и останется одна до конца жизни, называя его «мой любимый Сережа».

Джон и Эдит Толкин

Джон Рональд Руэл Толкин и его муза, жена и любовь всей жизни пожили вместе 55 счастливых лет.
Он полюбил милую девушку-протестанку, когда ему было всего 16. Приходилось встречаться тайком, чтобы отчим, ревностный католик, ничего не знал. Но он догадался и взял с юного Толкина обещание, что тот уедет учиться в колледж и до своего совершеннолетия больше не увидит милую Эдит. Джон выполнил данное им слово, и до дня своего 21-го дня рождения не написал любимой ни слова. А вечером в тот же день послал Эдит письмо, где клялся в любви и просил девушку стать его женой. Но было уже поздно. Любимая дала согласие другому. Может быть, жизнь величайшего сказочника всех времен сложилась бы по-другому, если бы в тот же вечер он не стоял у порога Эдит. Джон Толкин не любил сдаваться и не смог отказаться от девушки, которую любил. Через час Эдит расторгла помолвку и сказала родным, что становится католичкой и выходит замуж за другого.
Их жизнь была не простой: расставания, общественный позор, война, но сквозь всю нее они прошли рука об руку в мудрости, терпении и любви. Она слушала его стихи и печатала рассказы. Была мамой четверых детей и самой лучшей поддержкой своего мужа. Именно благодаря этой хрупкой женщине все произведения Толкина были наполнены нежностью, надеждой и смыслом жизни.

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих

Один из самых известных немецких писателей, творец «потерянного поколения» Эрих Мария Ремарк был известен своим пристрастием к красивым женщинам. У него было много романов, но любовью и музой всей его жизни стала красавица актриса Марлен Дитрих. Их отношения были сложны и извилисты. Ремарк влюбился сразу. Роковая женщина с экрана завладела всей его душой. Он писал ей письма, звал замуж и даже посвятил ей роман. Именно сложная любовная связь с актрисой стала основой для гениального произведения писателя «Триумфальная арка». Но даже после того как Ремарк оголил душу на страницах книги, Дитрих не стала к нему благосклонна. Она вела разгульную жизнь, встречалась со всеми подряд, пила и прибегала к Ремарку, когда ей было плохо.
Именно поэтому, на зло «своей Пуме», как он называл ее с первой встречи, Ремарк решил жениться на Полетт Годдар, екс-возлюбленной Чарли Чаплина. Он прожил с Полетт до конца своих дней, но так никогда и не смог до конца порвать с женщиной, которая разбила ему сердце. Марлен Дитрих пережила Ремарка на 20 лет. Она умерла в одиночестве, а в ее квартире нашли его письма со следами помады и горьких слез.

Эдгар По и Виржиния Клемм

Кто-то считает его сумасшедшим психом, женившимся на своей малолетней кузине, но большинство находит его гением и родоначальником детективного жанра и прощают ему все его странности. Свою первую и единственную жену, Эдгар Аллан По узнал еще в младенчестве. Они поженились, когда ему было 27, ей 13. Несмотря на разницу в возрасте, По любил свою кузину самой чистой и светлой любовью. Она играла ему на арфе и пела песни, а он плевал на пересуды за спиной и считал ее самым большим счастьем в его жизни. «Я бы уже давно потерял всякую надежду, если бы не думал о тебе, милая моя жена. Ты сейчас осталась моим главным и единственным стимулом в борьбе против этой невыносимой, напрасной и жестокой жизни», – так пишет По о своей темноволосой музе.
И он потерял. В 25 лет Виржиния Клемм умерла от чахотки. Два оставшиеся года жизни без нее По уже не жил. Он только сходил с ума, и все больше погружался в свой выдуманый мир параной и ужасов.

Лиля Брик и Владимир Маяковский

«Любовь! Только в моём воспалённом мозгу была ты!».

Эта история любви не для учебников и хрестоматий, но именно она сделала Маяковского таким, каким мы его знаем. Когда Владимир Маяковский познакомился с Лилей, она состояла в счастливом браке с литературоведом Осипом Бриком. Их отношения не складывались долго. Он ухаживал за ее младшей сестрой, она считала его грубым и неотесанным футуристом. Со временем нахлынули чувства, и Маяковский, который к тому же был другом мужа Брик, первый раз в жизни сходил с ума от сильной и всепоглощающей любви. Он честно во всем признался Осипу Максимовичу и попросился к ним жить. Несчастному супругу ничего не осталось, как смириться с положением третьего и принять поэта в свой дом. Любовь втроем была редким явлением на тот момент, но Маяковскому было наплевать. Он трубил про свою любовь к Лиличке на каждом углу и писал только про нее.
Если
я
чего написал,
если
чего
сказал –
тому виной
глаза-небеса,
любимой
моей
глаза.
Несмотря на то, что и она, и он часто заводили себе интрижки на стороне, Маяковский всегда любил только свою Лиличку. Даже прощальную с этим миром записку Маяковский начал со слов: » Лиля – люби меня».

Френсис Скотт и Зельда Фицджеральд

Их жизнь была похожа на джаз. Где бы они ни появлялись, шампанское начинало бить ключом, а ноги всех присутствующих сами шли в пляс. Такой была жизнь знаменитого прожигателя жития Френсиса Скотт Фицджеральда и его жены Зельды. А когда молодой Френсис Скотт встретил свою музу, он не имел за душой ничего. Френсис с первого взгляда влюбился в самую красивую девушку Алабамы. Шебутную, веселую, строящую глазки всем вокруг. Ее родители были против такого союза, но Фицджеральд добился своего. И после выхода своего первого романа, он взял возлюбленную Зельду в жены.
Веселее и безмятежнее брака белый свет еще не видел. Они гуляли, пили, танцевали и сходили с ума. Их осуждали и восхищались, но им было наплевать. К сожалению, годы сумасбродной жизни дали свои плоды, и вскоре их безумие начало их съедать. У Фицджеральда начался творческий кризис, Зельда все чаще начинала закатывать мужу истерики по всевозможным поводам. Трагедия разрослась, когда Зельда начала слышать голоса. Врачи поставили безутешный диагноз: шизофрения. Зельда перестала быть его любимой музой, ее съедали голоса в голове и паранойи. Писатель, горячо любивший жену, не смог видеть ее такой. И на 44 году жизни его сердце не выдержало. Зельда прожила еще 8 лет, но вплоть до своей смерти она не верила и разговаривала с любимым Фицджеральдом, как и раньше. Каждый день.
Путь каждой этой женщины был сложный и тернистый, но наполненный любовью. Любовью, которая заставляет мужчин покорять вершины. Любовью, которая толкает на сумасбродные поступки. Любовью, которая заставляет творить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *