Фильм про женщин ученых

Содержание

21 увлекательный фильм про гениев

Сегодня мы собрали для тебя 10 фильмов о гениях – выдающихся людях, реальных и вымышленных, об их судьбах и значимых событиях, открытиях или просто о жизни этих уникальных личностей.

Они отличаются от обычных людей, живут в своем, порой придуманном, мире, в который благодаря фильмам, снятым о них, мы можем заглянуть.

1. Игры разума


Биографическая драма, рассказывающая о жизни Джона Нэша, лауреата Нобелевской премии по экономике.
От всемирной известности до греховных глубин — все это познал на своей шкуре Джон Форбс Нэш-младший. Математический гений, он на заре своей карьеры сделал титаническую работу в области теории игр, которая перевернула этот раздел математики и практически принесла ему международную известность.
Однако буквально в то же время заносчивый и пользующийся успехом у женщин Нэш получает удар судьбы, который переворачивает уже его собственную жизнь.
2. Умница Уилл Хантинг


Уилл Хантинг — 20-летний вундеркинд из Бостона, который то и дело ввязывается в неприятные истории. И когда полиция арестовывает его за очередную драку, профессор математики берет его под свою опеку, но при одном условии: Уилл должен пройти курс психотерапии. Сеансы «перевоспитания», начавшиеся с недоверия, постепенно перерастают в дружбу между Уиллом и его наставником.
3. Области тьмы


Нью-йоркский писатель Эдди, желая преодолеть чёрную полосу в жизни, принимает засекреченный препарат под названием NZT. Таблетка выводит мозг парня на работу в нереальной мощности. Этот творческий наркотик меняет всю жизнь Эдди, за короткий срок он зарабатывает кучу денег, но скоро начинает страдать от зловещих побочных эффектов препарата. А когда пытается найти других NZT-гениев, чтобы понять, как можно справиться с этим пристрастием, он узнает страшную правду…
4. Пианист


Фильм снят по автобиографии Владислава Шпильмана, одного из лучших пианистов Польши 30-х годов прошлого века. Главный герой фильма — Владек — занимается искусством до тех пор, пока территорию Польши не занимают нацисты. Жизнь всех евреев меняется: их помещают в Варшавское гетто, запрещают работать, унижают, заставляют носить отличительные повязки, а через некоторое время отправляют в концлагерь.
5. Влюбленный Шекспир


1594 год. Молодой драматург Уильям Шекспир находится в творческом кризисе: муза покинула его, денег нет, хозяин театра требует от автора новую пьесу в кратчайший срок. И когда, казалось бы, у писателя не остается никакой надежды на обретение нового вдохновения, в его жизнь вторгается сама Любовь в лице обворожительной аристократки Виолы.
6. Социальная сеть


История создания одной из самых популярных в Интернете социальных сетей — Facebook. Оглушительный успех этой сети среди пользователей по всему миру навсегда изменил жизнь студентов-однокурсников гарвардского университета, которые основали ее в 2004 году и за несколько лет стали самыми молодыми мультимиллионерами в США.
7. Пираты Силиконовой Долины


История покорения мира компьютерными гениями — Биллом Гейтсом и Стивом Джобсом. Революция случилась, когда ее никто не ждал. Все началось на заре восьмидесятых, в маленьких подсобных помещениях, где двое никому не известных программистов изобретали и фантазировали.
Они мечтали о том, что когда-нибудь об их проектах, казавшихся в то время невероятными, узнает весь мир. Спустя несколько лет мечты стали реальностью. Вчерашние фантазеры превратились в миллиардеров, основав свои собственные империи, Джобс — компанию Apple, а Гейтс — Microsoft…
8. Эйнштейн и Эддингтон


Весной 1914 года Европа находится на пороге войны, и никто еще не слышал о немецком физике Альберте Эйнштейне. Тем временем британский астроном Артур Эддингтон осознает, что теории Эйнштейна могут открыть новые пути к пониманию времени и пространства. Несмотря на угрозу быть объявленными изменниками, двое мужчин начинают переписку. Затмение в Африке дает шанс доказать теории Эйнштейна, и Эддингтон отправляется в путешествие, которое навсегда изменит понимание Вселенной.
9. Поймай меня, если сможешь

Фрэнк Эбегнейл успел поработать врачом, адвокатом и пилотом на пассажирской авиалинии — и все это до достижения полного совершеннолетия в 21 год. Мастер в обмане и жульничестве, он также обладал искусством подделки документов, что в конечном счете принесло ему миллионы долларов, которые он получил по фальшивым чекам.
Агент ФБР Карл Хэнрэтти отдал бы все, чтобы схватить Фрэнка и привлечь к ответственности за свои деяния, но Фрэнк всегда опережает его на шаг, заставляя продолжать погоню.
10. Доказательство

Кэтрин с трудом пытается примириться со смертью своего отца, выдающегося математика, гениальность которого соседствовала с безумием. Пережить горе, побороть давно скрываемые страхи и преодолеть душевную подавленность ей помогает один из бывших учеников отца, Хэл, который копается в записных книжках ученого в надежде найти еще одно доказательство его величия.
В то время как Кэтрин с ужасом думает о том, какую цену придется ей заплатить за унаследованный ею дар, к ней приезжает сестра, решившая помочь уладить дела их отца…
11. Джобс: Империя соблазна

Эта история рассказывает об одном из самых великих изобретателей и бизнесменов нашего времени, о человеке, который сумел создать огромную компанию, начиная собирать компьютеры в гараже своих родителей. Речь идет об одном из создателей компании Apple Стиве Джобсе.
12. Легенда о пианисте

Началось все с того, что в первый день 20-го столетия на пароходе «Вирджиния» в коробке из-под лимонов был найден младенец. Мальчик вырос и провел всю свою жизнь на громадном океанском лайнере, курсирующем между Америкой и Европой, ни разу не сойдя на берег.
Загадочным образом научившись играть на рояле, Дэнни Будманн Т. Д. Лемон 1900-й стал настоящим виртуозом и развлекал публику, играя в ресторанном оркестре. С ним связаны потрясающие истории, а его жизнь превратилась в красивую легенду…
13. Аноним

Фильм даст совершенно неожиданный ответ на извечный вопрос: а кем же «был или не был» Шекспир, и кто на самом деле скрывается за этим всемирно известным именем великого человека?
14. Пи

Талантливый математик Макс Коэн в течение многих лет пытается найти и расшифровать универсальный цифровой код, согласно которому изменяются курсы всех биржевых акций.
По мере приближения к разгадке, мир вокруг Макса превращается в мрачный кошмар: его преследуют могущественные аналитики с Уолл-Стрита и жестокие фанатики из тайной религиозной секты, готовые пойти на убийство, чтобы обнаружить код вселенского мироздания в своих древних священных текстах.
Находясь на грани безумия, Макс должен сделать решающий выбор между порядком и хаосом, святостью и дьявольщиной, мудростью и невежеством и решить, способен ли он совладать с могущественной силой, которую пробудил его гениальный разум.
15. Блеск

Безрадостное детство под властью деспотичного отца. Юность, полная надежд и разочарований. Учеба в лучшей музыкальной школе мира, первые успехи и, наконец, всемирная слава. Вот лишь некоторые страницы из жизни одного из лучших пианистов современности Дэвида Хэлфготта, который прошел через тяжелые лишения и титанический труд, чтобы достичь вершин своего мастерства.
16. Человек дождя

У Чарли, грубоватого и эгоистичного молодого повесы, в наследство от отца остались лишь розовые кусты да «Бьюик» 49-го года. Внезапным «сюрпризом» для него стало открытие того, что львиная доля наследства оставлена отцом его больному аутизмом брату Раймонду.
Задавшись целью отобрать свою «справедливую долю» семейного достояния, Чарли похищает старшего брата и держит его заложником. Но то, что было задумано им из эгоизма, перерастает в волшебную одиссею дружбы и самоосмысления, которая разводит границы обособленного мира Раймонда, а Чарли позволяет вырваться из оков своей некогда бесчувственной души.
17. Полное затмение

История сложных, страстных и в то же время двусмысленных взаимоотношений великих французских поэтов XIX века: Поля Верлена и юного Артюра Рембо. Внутри любовного треугольника разыгрывается подлинная трагедия…
18. Парфюмер: История одного убийцы

Жестокий, никогда не знавший любви, сирота Жан-Батист Гренуй настоящих успехов достиг лишь на одном поприще — среди парфюмеров ему никогда не было равных. По его духам сходит с ума весь высший свет, не подозревая о том, какой страшной ценой будет получен последний, идеальный аромат.
19. Меня зовут Кхан

Ризван Кхан, мусульманин из Индии, переезжает в Сан-Франциско и живет со своим братом и невесткой. Ризван, страдающий от Синдрома Аспергера, влюбляется в Мандиру. Несмотря на протесты его семьи, они женятся и начинают вместе небольшой бизнес. Они живут счастливо до 11 сентября 2001 года, когда отношение к мусульманам резко меняется. Когда происходит трагедия, Мандира оказывается раздавленной и их отношения дают трещину. Ризван растерян и очень расстроен тем, что любовь всей его жизни покинула его. Чтобы вернуть ее, он предпринимает трогательное и вдохновляющее путешествие через всю Америку.
20. Хокинг

Биографический фильм об университетских годах выдающегося британского ученого-астрофизика Стивена Хокинга.
21. Шерлок Холмс

Как же без него 🙂
Величайший в истории сыщик Шерлок Холмс вместе со своим верным соратником Ватсоном вступают в схватку, требующую нешуточной физической и умственной подготовки, ведь их враг представляет угрозу для всего Лондона.опубликовано econet.ru

Гении – самые одаренные люди планеты. Но, порой, их судьба является не самой легкой. Поэтому их жизнь часто становится основой для сюжетов увлекательных кинокартин. Команда Joy-pup собрала лучшие фильмы про гениев и представляет свою подборку самых увлекательных документальных и художественных лент.

Смотрите список невероятных картин и выбирайте, что посмотреть.

Человек, который познал бесконечность / The Man Who Knew Infinity, 2015

Жанр: драма, биография
Рейтинг IMDb: 7,1

© Кадр из фильма «Человек, который познал бесконечность» (2015)

В начале XX века Сриниваса Рамануджан жил в городе Мадрас (Индия). Он работал чернорабочим и был на грани бедности. Но работодатели заметили, что парень обладает исключительным математическим даром и предлагают ему попробовать себя в бухучете. Коллеги Сриниваса видят, что тот понимает математику на более высоком уровне, чем обычный человек. Они советуют ему показать свои результаты вычислений университетским профессорам. И когда письмо молодого гения попадает к профессору Кембриджского университета Г. Х. Харди, жизнь бедного парня математика меняется.

Книга Генри / The Book of Henry, 2016

Жанр: триллер, драма, криминал
Рейтинг IMDb: 7,0

© Кадр из фильма «Книга Генри» (2016)

11-летний Генри – гениальный мальчик. Он одаренный и не по годам рассудительный. Маленький вундеркинд ведет финансы матери и способен просчитывать любую ситуацию на несколько ходов наперед. Но когда Генри хочет заступиться за соседскую девочку, с которой плохо обращается ее отчим-полицейский, ничего не получается. А еще у парня внезапно обнаруживают болезнь. Тогда он передает маме свои записи, в которых подробно описана гениальная операция по спасению соседки.

Одаренная / Gifted, 2017

Жанр: драма
Рейтинг IMDb: 7,7

© Кадр из фильма «Одаренная» (2017)

Мэри – одаренная девочка гений, которая имеет необычные математические способности. Ее воспитывает дядя Фрэнк Адлер и мечтает водить племянницу в обычную школу. Но когда о гениальности девочки-вундеркинда узнает ее бабушка, все планы мужчины рушатся. Она даже готова разлучить Фрэнка и Мэри, чтобы будущее внучки было совершенно другим.

В поисках мамы / Finding Mother, 2017

Жанр: драма, комедия, семейный
Рейтинг IMDb: 7,4

© Кадр из фильма «В поисках мамы» (2017)

Мальчик Азамат растет в детском доме среди таких же одиноких детей, как он сам. Малыш ничего не знает о своей семье, но однажды ему кто-то сообщает, что мама может жить в Америке. Как туда попасть? Азамат выигрывает олимпиаду по математике и получает приглашение в США. Казахский ребенок уезжает из детдома и имеет большие надежды на свою поездку.

Эйнштейн и Эддингтон / Einstein and Eddington, 2008

Жанр: драма, биография, история
Рейтинг IMDb: 7,5

© Кадр из фильма «Эйнштейн и Эддингтон» (2008)

Весна 1914 года. Вся Европа готовится к войне. И никто еще не знает о немецком физике Альберте Эйнштейне. Но британский астроном Артур Эддингтон понимает, что теории ученого могут открыть новые пути к пониманию времени и пространства. Мужчины не боятся быть объявленными изменниками и начинают вести переписку. Затмение в Африке может помочь доказать теорию Эйнштейна, и Эддингтон отправляется в путь, после чего полностью поменяется понимание Вселенной. Этот фильм основан на реальных событиях.

Джобс: Империя соблазна / Jobs, 2013

Жанр: драма, биография
Рейтинг IMDb: 6,4

© Кадр из фильма «Джобс: Империя соблазна» (2013)

Он – молод, красив и невероятно талантлив. Парень, вместе со своей командой гениальных изобретателей, начинает все с нуля. Он создает огромную империю, которая быстро достигает вершин. Но как этому компьютерному гению удалось воплотить свои идеи в реальность?

Фильм, основанный на реальных событиях, также вошел в наш Топ лучших фильмов о рекламе и маркетинге.

Расплата / The Accountant, 2016

Жанр: боевик, триллер, драма, криминал
Рейтинг IMDb: 7,3

© Кадр из фильма «Расплата» (2016)

Кристиан Вульф – финансовый гений, который обладает невероятными математическими способностями. В детстве ему поставили диагноз аутизм, но именно это положительно повлияло на его способности. Теперь он один из самых умных людей и подрабатывает аудитором в преступных и опасных организациях. Однажды он решает найти законопослушного клиента и проводит аудит в компании по созданию новейшей робототехники. Но когда гений берется за счета и выходит на след тех, кто похитил миллионы, начинают происходить убийства.

Ван Гог. На пороге вечности / At Eternity’s Gate, 2018

Жанр: биография, драма
Рейтинг IMDb: 7,0

© Кадр из фильма «Ван Гог. На пороге вечности» (2018)

Винсент Ван Гог – немного странный гений, который буквально одержим живописью и хочет изменить мир. Он жил в Париже и дружил с Полем Гогеном, а затем по совету друга переехал на юг Франции. Он сблизился с местной трактирщицей и вдохновлялся местной природой. Именно здесь зарождался стиль художника, но он еще не получил признания.

Игры разума / A Beautiful Mind, 2001

Жанр: биография, драма, мелодрама
Рейтинг IMDb: 8,5

© Кадр из фильма «Игры разума» (2001)

Джон Форбс Нэш-младший – математический гений, который познал всемирную известность и греховные глубины. На заре карьеры ученый сделал титаническую работу в области теории игр. Она перевернула данный раздел математики и сделала имя Форбса знаменитым. Но в то же время он получает настоящий удар судьбы, который переворачивает его жизнь.

Вселенная Стивена Хокинга / The Theory of Everything, 2014

Жанр: биография, драма, мелодрама
Рейтинг IMDb: 7,9

© Кадр из фильма «Вселенная Стивена Хокинга» (2014)

Он – настоящий гений. Молодой студент-физик Стивен Хокинг знакомится с будущим искусствоведом Джейн Уальд. В нем видят большое будущее английской космологии. Но свидания, прогулки с друзьями, танцы и разговоры о физике, кажется, остаются в прошлом – Стивену ставят страшный диагноз. У него болезнь Лу Герига. Жизнь ученого может оборваться через 2 года. Но Джейн это не пугает.

Поймай меня, если сможешь / Catch Me If You Can, 2001

Жанр: биография, драма, криминал
Рейтинг IMDb: 8,5

© Кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь» (2001)

Фрэнка Эбегнейла можно назвать одним из самых сумасшедших гениев, даже психом. Еще до достижения 21 года подросток успел поработать врачом, адвокатом и даже пилотом. Он – самый умный преступник, который является мастером обмана. И это принесло ему миллионы. Но агент ФБР Карл Хэнрэтти намерен сделать все, чтобы поймать гения.

Завещание профессора Доуэля, 1984

Жанр: фантастика, драма
Рейтинг IMDb: 6,6

© Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля» (1984)

На что может пойти злой гений ради науки? Даже стать убийцей! Доуэль намерен решить проблему бессмертия и не скрывает от коллег результатов смелых экспериментов. Но однажды научный гений исчезает. Теперь его ученик пытается воспользоваться результатами достижений Доуэля. У него вроде все должно получиться…

Жертвуя пешкой / Pawn Sacrifice, 2014

Жанр: драма, триллер, биография, спорт
Рейтинг IMDb: 6,9

© Кадр из фильма «Жертвуя пешкой» (2014)

Во время Холодной войны проходит самый невероятный матч за звание чемпиона мира по шахматам в Рейкьявике. Абсолютный чемпион мира Борис Спасский выступает против Бобби Фишера. И их бой превращается в интеллектуальную борьбу двух сверхдержав. Гениальные умы шахматистов начинает охватывать безумие, а давление дает о себе знать…

Смотрите также Топ лучших фильмов про зомби 2019 года.

12 фильмов о женщинах, которые стали легендами

Экология жизни. Досуг: Главные героини в этих фильмах — женщины, каждая со своей удивительной историей, талантом и поступками…

О женщинах-политиках, королевах, актрисах и певицах создано немало чудесных фильмов.

Но в этой подборке вы не увидите картин «Королева», «Железная леди» или «Жизнь в розовом цвете».

Мы собрали фильмы, которые не были столь популярны, как упомянутые выше байопики. Но они заслуживают не меньшего внимания, ведь их главными героинями также являются женщины — каждая со своей удивительной историей, талантом и поступками, повлиявшими на жизни и умы миллионов людей.

Гориллы в тумане, 1988 (США)

Лесной отшельницей ее прозвали местные жители, сумасшедшей называли приезжие, Королевой обезьян — ее коллеги.

Всю свою жизнь выдающийся этолог Дайан Фосси посвятила изучению исчезающих животных.

В одиночку эта храбрая и сильная женщина отправилась в Африку, чтобы изучать жизнь приматов. Позднее ее назовут ведущим специалистом в мире по физиологии и поведению горных горилл.

Но ни слава, ни успех, ни стремительная карьера не волновала ученую. Для нее важны были только ее братья меньшие, и она до самой своей гибели бесстрашно боролась со всеми, кто хотел превратить их среду обитания — живописный лес — в парк развлечений.

Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь, 1993 (Франция, Великобритания, Бельгия)

Единственный документальный фильм в этой подборке. Но не написать о Лени Рифеншталь мы просто не могли.

Начав свою карьеру как балерина, позднее Лени переквалифицируется в актрису, оператора и режиссера. И весьма успешно!

Она вызывала большую зависть, в том числе со стороны легендарной Марлен Дитрих (однажды на съемках та показала Лени свой голый зад).

Киноработы «Олимпия» и «Триумф воли» сделали из нее активного пропагандиста Третьего рейха, сама же режиссер утверждала, что всегда была аполитичным художником, который в тот период не осознавал всей чудовищности нацистского режима.

Спустя годы в возрасте 70 лет она прославится как подводный фотограф и практически за еще 30 лет своей жизни совершит более двух тысяч погружений, создав удивительную серию снимков.

Айрис, 2001 (Великобритания, США)

Одаренная и остроумная английская романистка Айрис Мердок оставила неоценимый вклад в литературе 20 века. В картине зритель видит два временных отрезка из жизни писательницы — молодую, красивую и раскрепощенную Айрис и Айрис, сраженную болезнью Альцгеймера, забывающую слова. А ведь что такое для писателя — забыть любимые строки и фразы?

Роль Айрис Мердок в фильме исполняют сразу две великолепные актрисы: Кейт Уинслет и Джуди Денч. И, кстати, они обе номинировались на премию «Оскар» в категориях «Лучшая женская роль» и «Лучшая женская роль второго плана».

Серафина из Санлиса, 2008 (Франция, Бельгия)

«Серафина из Санлиса» повествует о жизни французской художницы, представительницы наивного искусства Серафины Луи.

В странноватой, непонятной для всех чудачке-служанке немецкий коллекционер Вильгейм Уде, первоткорыватель Пикассо и Руссо, разглядит яркий талант.

Ее тяга к искусству — это симбиоз лихорадки и экстаза, гениальности и безумия.

Отмеченная семью наградами кинопремии «Сезар», картина покорит вас своей простотой, цветовой палитрой и прекрасной игрой Иоланды Моро.

Иоанна — женщина на папском престоле, 2009 (Германия, Великобритания, Италия, Испания)

Вокруг это личности до сих пор ходит немало слухов и мифов. Была ли женщина Папой Римским? Что ж, Ватикан до сих пор не признает того факта, что два года на святом престоле пребывала женщина, да и мнения историков разнятся.

Однако все мы знаем, как писалась история: нам известна только history, а вот «herstory» всегда замалчивалась.

Фильм прекрасно иллюстрирует то, как непросто жилось ученой девушке в варварском и полном предрассудков Средневековье.

Храброе сердце Ирены Сендлер, 2009 (США)

Настоящая героиня, которая спасла жизни 2500 еврейских детей из Варшавского гетто. Эта женщина с большим сердцем и внутренней силой навсегда вошла в историю Второй мировой войны как человек, не побоявшийся выступить против нацизма.

В фильме зритель увидит только период, когда Ирена занималась подпольной деятельностью. Ни о ее преследованиях, ни о допросах, после которых она потеряет своего ребенка, вы не узнаете из картины.

Удивительно, что Сендлер так и не дали Нобелевскую премию мира в 2007 году, но правила есть правила: ее присуждают за действия, совершенные в течение последних двух лет. Хотя ради такого героического поступка их можно было бы и нарушить…

Тэмпл Грандин, 2010 (США)

Тэмпл Грандин — одна из самых известных ученых и зоопсихологов современности. Но кроме ее незаурядного таланта, у нее есть одна особенность: она — аутист.

Пройдя непростой жизненный путь — от девочки, не умеющей разговаривать, до профессора, читающего лекции по животноводству и аутизму, она доказала, что этот недуг — не приговор. И хотя на протяжении жизни ей немало довелось столкнуться с подколами, стереотипами и предрассудками (что послужило одной из причин, почему она выбрала объектом своего изучения коров), она не забыла, что такое доброта и милосердие.

Если вам не хватает сейчас вдохновения или волшебной мотивирующей «таблетки», включайте этот замечательный фильм, за роль в котором Клэр Дэйнс получила «Золотой глобус».

Леди, 2011 (Франция, Великобритания)

Фильм Люка Бессона рассказывает о жизни национальной героини, благодаря которой в Бирме появилась демократия, — Аун Сан Су Чжи. Любит все-таки Бессон снимать кино о сильных женщинах.

Это история о тяжелом выборе между любовью к своей стране и любовью к преданной семье. Свой выбор она сделала в пользу первой, когда ее поставили перед фактом — либо арест, либо ссылка из страны.

Аун Сан Су Чжи стала лауреатом Нобелевской премией мира. Правда, награду получили ее сыновья, так как сама она в течение 15 лет находилась под домашним арестом.

Большие глаза, 2014 (США, Канада)

Когда ты продаешь свои работы под именем другого человека, скандала, а то и суда не миновать. Так и случилось с известной американской художницей Маргарет Кин, популярность которой принесли ее портреты женщин и детей с нарочито увеличенными глазами.

Из-за предвзятого отношения общества к «дамскому искусству» ей приходилось выставлять свои работы под именем мужа Уолтера.

После развода художница подала в суд на супруга, и во время слушания Маргарет и Уолтера попросили написать портрет ребенка с характерными большими глазами. Но если Уолтер отказался, сославшись на боль в плече, то Маргарет на написание работы потратила всего 53 минуты. И вернула себе то, что принадлежало ей все эти годы по праву, — признание.

Айрис, 2014 (США)

Нет, это не ошибка. Действительно, есть два фильма с одинаковым названием «Айрис» по именам главных героинь.

Вот только американский документальный фильм 2004 года посвящен не писательнице, а настоящей иконе стиля, дизайнеру и коллекционеру, одной из самых экстравагантных женщин в мире моды, или как ее еще называют — редкой птице — Айрис Апфель, которую вы всегда узнаете по неизменным круглым очкам и гигантским украшениям.

«Я чувствую, что делаю свой вклад в освобождение женщин. Они понимают, что совершенно не обязаны выглядеть как все, а тем более думать как все. И эта мысль делает меня счастливой. Разве это не самая большая награда?», — заявила в одном из своих интервью Апфель, и правда, она сделала все, чтобы превратить уникальность в тренд.

Королева Катве, 2016 (США)

Быть из Уганды — это все равно что быть аутсайдером в Африке, быть из Катве — все равно что быть аутсайдером в Уганде. А вот быть при этом еще и девочкой — значит быть аутсайдером в Катве.

Фильм «Королева Катве» — это история международной чемпионки по шахматам Фионы Мутези. Как вы уже поняли, она родилась в трущобах африканской страны Уганды. Она с детства помогает работать овдовевшей матери и кормить семью, но однажды случайно, не умея при этом ни писать, ни читать, она открывает для себя невероятный мир шахматной игры, и этот мир принимает ее.

Скрытые фигуры, 2017 (США)

«Скрытые фигуры» — это история о трех женщинах-афро-американках, сделавших неоценимый вклад в деятельность NASA в непростые времена расовой сегрегации и космической гонки между США и СССР.

Кэтрин Джонс — мать-одиночка, гениальный математик-счетовод. Дороти Вон — талантливая руководительница и первая женщина-программист в НАСА. Мэри Джексон — девушка, доказавшая в суде свое право учиться на инженера в университете для белых.

Этот фильм рассказывает только о трех женщинах, но мы-то с вами знаем, что в истории их было намного больше.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Анна Новикова (hse.ru)

Впервые на женщин в науке обратили внимание режиссеры страны победившего социализма. Ведь именно в сталинской России женщины массово смогли попасть в институты и университеты. Однако почему же героини Валентины Серовой и Любови Орловой в кино выглядят такими суровыми, им не до любви, у них тяжелый характер и непременно строгие очки на носу? Как родился такой образ? Об этом Ольга Орлова в программе «Гамбургский счет» беседовала с доктором культурологии, профессором НИУ ВШЭ, вед. науч. сотр. Государственного института искусствознания Анной Новиковой.

— По статистике женщин в науке становится всё больше и больше во всем мире, а снимают их в кино довольно редко. И если снимают, то всегда определенным образом. Есть целый ряд стереотипов, связанных с женщиной-ученым в кино, которые возникли сразу в первых же фильмах. Я правильно понимаю, что первый раз женщина-ученый в кино появилась прежде всего в СССР?

«Сердца четырех» (1941)

— Так оно и было, потому что, как бы мы ни относились к революции, совершенно очевидно, что такого социального лифта не было ни в Европе, ни в США. Просто не было такого большого рывка, который бы позволил не только женщинам, но и мужчинам, молодым людям из глубокой провинции приехать в большие города и начать себя реализовывать. И этот резкий рывок вывел женщину-ученого на экраны. Наверное, самый ранний яркий образ — это картина «Сердца четырех» 1941 года. Героиня Валентины Серовой — уже женщина со статусом.

— И она уже обладает всеми теми свойствами, которые потом будут из поколения в поколение транслировать режиссеры и авторы сценариев про женщин-ученых. Она в очках, у нее тяжелый характер, с ней непросто общаться и она очень занята, ей не до любви. Вот почему женщина-ученый сразу появилась такая?

— Думаю, отчасти это отражало реальность. Например, героиня Серовой очень похожа на мою бабушку, которая была женой ученого. Такую шляпку я хорошо помню по фотографиям. Такого типа очки действительно носились. Это было связано отчасти еще и с тем, что в тот период были исчерпаны послереволюционные мифы о женщине-работнице. Она переезжает в город, перестает быть крестьянкой, становится городской жительницей, становится полноправным членом индустриального общества, города. То есть это были тенденции, с одной стороны, связанные, конечно, с урбанизацией. А с другой стороны, образ женщины для дома как приложение к мужскому миру уже исчерпал себя. Нужна была женщина какая-то другая — какая? В Советском Союзе не могло быть аристократии. Ну, вот, женщина-ученый стала своего рода аристократией, это стала такая советская буржуазия. Женщина оказалась очень удобным персонажем для создания советского человека вообще. Потому что с мужчинами по понятным причинам всё было сложнее. А для идеологии, которая предполагала, что глава страны является отцом народов, женщина оказалась вполне прекрасной парой. Поэтому советский человек, как отмечали многие ученые-искусствоведы, — это женщина. Женщина, которая воплощает всё лучшее, что дала советская власть, а с другой стороны — все-таки может позволить себе какие-то слабости, какое-то проявление эмоциональности. Она может себе позволить все-таки хорошую прическу, элегантное платье. Это такая попытка балансирования и поиска чего-то нового, не выбивающегося совсем из идеологических догм.

— При этом примиряющая с жизнью, с теми реальными потребностями людей (эмоциональными, эстетическими), которые никуда же не делись в процессе строительства общества нового типа… И, конечно, на женской судьбе в советское время удобнее было показать всю мощь скачка нового государства.

— При этом, если мы посмотрим соответствующие фильмы Америки в Европы 1930–1940-х годов, эти женщины на советском экране вполне соответствуют голливудским стандартам. Живут они иначе, идеология у них другая, но эстетически внешне вполне совпадают с голливудскими героинями. Их не стыдно показать не только городу, но и миру. А значит, можно продемонстрировать, что на самом деле здесь не так уж страшно. Ведь женщина в сталинском кино такая миленькая, но умненькая.

— Более того, в определенном смысле это суперженщина, потому что она интеллектуально на передовой и выглядит замечательно. У нее только один недостаток — ей совершенно не до любви. Но сценарно фильмы устроены так, что в конце она должна влюбиться, преодолеть собственные комплексы, сомнения и коммуникативные проблемы и все-таки уступить этому чувству…

— И стать совершенной! Таким образом и построены практически все первые формульные фильмы про женщин-ученых, когда всё начинается с полного отрицания, но не женской природы, а именно миссии женской, связанной с любовью, и в конце концов увенчивается гармонично найденным решением, как же это примирить. Потому что ни одна из них не отказывается ведь от себя и от своей научной карьеры ради мужчины. Они просто находят точку примирения.

— Что интересно, это совпадает ведь с тем периодом, когда появляются детские сады, когда функция материнства и семьи отделяется от социальной функции женщины. У женщины появляется право работать. До 1936 года в СССР разрешены аборты. Женщину освободили от материнской функции. Заметим, что у женщин-ученых в кино никогда нет детей. И в этом смысле самый яркий образ — это уже картина 1947 года, после войны, когда появляется Любовь Орлова в фильме «Весна». А насколько то, что происходило на экране, отражало представление о любви, о личных отношениях, об эротизме в сталинскую эпоху?

— Насколько оно совпадало? Смотрите, совершенно очевидно, что в этот период сталкиваются две культуры. Одна из них — культура крестьянская, которая перемещается в города, с другой стороны — пусть и сильно убитая, расстрелянная и уехавшая в эмиграцию, но все-таки культура городская, связанная с дворянской культурой. На этом стыке и происходит формирование новой советской интеллигенции, потому что, с одной стороны, конечно же, эти люди во многом приносят культуру крестьянскую, сельскую или маленьких городов. То есть, на самом деле, это традиционные представления о браке, любви, о задачах, об отношениях. А с другой стороны — они пытаются найти какой-то новый баланс. И для этого баланса заимствуют буржуазную культуру. Мы же помним, что был период НЭПа… Мне кажется, что в этих фильмах некая эстетика НЭПа всё еще присутствует, несмотря на то, что вроде бы как уже двадцать лет прошло. То есть, если мы начнем собирать, то увидим, что этот образ формируется из кусочков, каждый раз пробуя: «Вот это устоялось, это годится, бородка останется у мужчины, шляпка останется…» Шляпка — это же очень важный инструмент. Крестьянки шляпок не носили. Шляпка — это часть дворянской культуры, причем сохранившаяся вплоть до 1970-х годов. Я ее помню как маркировку еще маленькой девочкой — кто ходит в шляпке, а кто не ходит в шляпке. Поэтому да, этот образ создавался из кусочков, как и создавалась вся идеология, потому что вся советская идеология, с одной стороны, содержала в себе такой авангардный отказ от всего прошлого, а с другой стороны, поскольку нужно было каким-то образом, чтобы быт все-таки существовал, находить территории примирения. В том числе и через массовое искусство. И вот этот быт собирали из маленьких элементов, каждый раз проверяя: «Если этот элемент добавить, не исчезнет высокая идея советского человека?» И в «Весне» мы прекрасно видим все эти вещи. Там даже Орлова появляется в вуальке, что совсем не свойственно женщинам-ученым.

«Открытая книга» (1977)

— Однако когда появился совсем другой кинематограф, более приближенный к нам, и когда наши современники стали снимать про ученых ­1940-х годов, то, конечно, там женщины стали выглядеть совершенно иначе. Когда ты смотришь на Серову или Орлову, ты им не веришь. Ты не веришь ничему тому, что они могут сделать в лаборатории, что они ставят эксперименты, что их действительно интересует наука. Убедительные женщины-ученые на экранепоявились гораздо позже. В этом смысле мне кажется очень интересной история фильма по роману Вениамина Каверина «Открытая книга», посвященного созданию первых антибиотиков в Советском Союзе. Главную героиню играет Ия Саввина, прототипом которой послужила выдающийся микробиолог Зинаида Ермольева. В чем разница между героинями Орловой, Серовой и Ией Саввиной?

— В наборе эмоций. Она гораздо более эмоциональна. И спектр того, что она испытывает (и камера это показывает), конечно, значительно шире. Мы видим уже совершенно другую кинематографическую культуру, которую мы узнаем и которая нам кажется действительно достоверной.

— И поэтому Саввиной мы верим? Верим в то, что ее героиня действительно может работать над созданием антибиотика? А в то, что Любовь Орлова ставит эксперименты, связанные с разрядами, плазмой и так далее, я, конечно, как зритель не верю ни секунды.

— Ну и не случайно — это разные сферы науки. Для Любови Орловой совершенно сознательно выбирают экспериментальную физику. И ту, что почти нереалистична. То есть для нее специально выбирают такую мечту, с которой никто себя в принципе соотносить не будет. Хотя она и говорит, что делает это для человечества, однако скорее для какого-то очень далекого, которое будет когда-нибудь и будет жить при коммунизме. И это они будут строить уже вместе с режиссером, руководствуясь своей любовью. А героиня «Открытой книги» занимается вещами очень понятными. Она занимается спасением людей от болезней. Она здесь, с нами, ближе к земле. И, на самом деле, в ней очень ярко проявляется характерная для российской культуры, унаследованная с дореволюционных времен традиция ученого-просветителя, народника, который идет в народ, который спасает, лечит, проповедует. Это уже чеховская история. Ну и Саввина более естественно играет, потому что изменилась исполнительская традиция.

— Как вы думаете, почему фильм «Открытая книга» (1977 год) описывает события середины 1940-х годов, но при этом в кадре Ия Саввина всегда в толпе мужчин одна? То есть в СССР в реальности женщин очень много в науке, а в кадре — нет.

— Все-таки в высших научных эшелонах, куда она попала и где обсуждаются государственные вопросы, женщин и в то время было мало, и сейчас не так много. Младших научных сотрудников порядочно, но их, как правило, не допускают до начальственных кабинетов. И в «Открытой книге» вполне нормальная ситуация, узнаваемая. Саввина в кадре яростно доказывает мужчинам — и ученым, и военным, и чиновникам — свою правду.

«Игра в имитацию» (2014)

— Интересно, что про тот же самый период времени Второй мировой снят фильм «Игра в имитацию» про создание счетной машины «Энигма» Аланом Тьюрингом и его группой, в состав которой входила Джоан Кларк. И там в кадре Кира Найтли (которая играет Джоан Кларк) тоже всегда одна среди мужчин. Но в этом фильме такая ситуация как раз отражала реальность. Мы же знаем, что Джоан Кларк работала в этой группе у Тьюринга, но при этом не имела права получать зарплату как математик. И Найтли в этом фильме выглядит очень убедительной. Ты веришь в то, что она могла работать математиком и быть интеллектуальным мотором.

— Мне кажется, что здесь во многом срабатывают наши зрительские привычки. Все-таки это кино. Мы обсуждаем не реальность. Мы обсуждаем ту реальность, которую закодировали привычными нам зрительскими кодами. Это современный фильм. Он учитывает то, что определенным образом мы накопили за нашу зрительскую жизнь. Поэтому, конечно, я думаю, что через двадцать лет может оказаться, что она тоже неестественно выглядит. Потому что все бытовые какие-то движения, жесты уже устареют.

— А как меняется образ интеллектуальной женщины во время оттепели в кинематографе, когда уходит сталинское кино такого символизма и футуризма, направленного в будущее?

— Так же, как и всё остальное. Она становится более душевной. Появляются душевные люди. Это такой термин — «душевные люди». Женщина перестает быть суперженщиной. У нее появляются слабости. Она открыто переживает. И одна из характерных особенностей кино этого периода — это как раз фильмы про переживания разного рода. И ее работа служит фоном все-таки, а главным сюжетом оказываются ее отношения, в частности отношения с мужчиной. На фоне работы. Не женщина-ученый становится героем, а женщина, поставленная в некие сложные экстремальные обстоятельства. И это принципиальное отличие. И это нас, на самом деле, сближает в тот момент с западным кинематографом, потому что западный кинематограф тогда тоже начинает решать эти же проблемы, и в эмоциональном плане мы во многом начинаем совпадать, по крайней мере в большей степени, чем это было, когда кино решало идеологические задачи. Собственно, это происходило и в Америке. Там тоже кино во многом оказывалось инструментом управления обществом, только не со стороны государства, а скорее со стороны некой общественной конвенции или интересов бизнеса, если речь идет о Голливуде. Когда появляются мыльные оперы, они же тоже идеологичны. Они диктуют некие правила, ритуалы поведения. Они показывают эту одноэтажную Америку. Женщина на кухне. И весь круг ее интересов сейчас так же неестественен, как и советское кино. А когда начинают решаться проблемы чувства, если это хороший актер, здесь возникает вопрос уже не об идеологии, а о том, хороший ли это актер. И тогда мы верим этому хорошему актеру, потому что он про чувства. Про эмоции, про изменение человека.

— Вы хотите сказать, что, например, героиня Татьяны Лавровой в культовом фильме про физиков 1960-х («Девять дней одного года») понятна и близка и западному зрителю тоже?

— Да, конечно. Потому что в это время уже везде идет процесс, связанный с признанием и открыванием внутреннего мира женщины. Запад к этому подходит постепенно через психоанализ, через экспрессионизм. Своим путем. Просто наши пути разошлись после революции. Но как раз к этому периоду они снова сближаются. И наши фильмы начинают побеждать активно на кинофестивалях, к нам приезжают иностранцы, они нас любят. Они нас понимают, особенно левые. Они же не видят изнанку советской жизни. Поэтому им нравится, как преобразовались марксистские идеи, в частности на экране. И если мы внимательно посмотрим на героиню Татьяны Лавровой в «Девяти днях одного года», то заметим, что она причесана и накрашена, как итальянка. И те кадры, где она разглядывает себя в зеркале и рассуждает: «Я плохой физик и плохая жена», — и видно нижнее белье, и она видит, что она «ничего себе»…

— И так она утратила свое совершенство. Ведь она и физик плохой, и жена плохая…

— Зато при этом очень себе нравится!

— А давайте теперь перейдем к современности. Сейчас женщин-ученых в западном, прежде всего американском кино, стало гораздо больше. И, наверное, самые знаменитые и культовые молодые девушки-ученые — это героини «Теории Большого взрыва» Бернадетт и Эми. Такие классические ботанички в нашем школьном понимании. Они тоже в очках, у них тоже сложный характер… То есть они обладают всем тем набором, который сформировался еще в 1930-е годы. Почему?

— Потому что это комедия, ситком. И поэтому это гротеск. И поэтому они обыгрывают штампы. Штамп необходим для комедии. Нужно клише, нужен такой архетипический персонаж. Но вот маленькие очечки придают им как раз такую архетипическую узнаваемость.

— А какие улыбки! Слегка со звериным оскалом.

— Строгие девушки, с одной стороны. А с другой стороны — нет. Появление таких героинь, с одной стороны, говорит о том, что общество, конечно, готово уже не относиться к женщине-ученому как к небожительнице. Потому что героиня Орловой и даже еще ранние американские героини претендуют на то, чтобы быть своего рода богинями. Вообще американскому кинематографу было довольно долго свойственно такое осторожное отношение к науке. И ученый в американском кино очень долго выглядел либо сумасшедшим, либо чудаком, который либо спасает мир, либо губит его. Но сейчас Голливуд расслабляется немного по отношению к науке и перестает ее мистифицировать, а персонаж-ученый становится более приближенным к обычному человеку. Теперь в европейской и американской культуре ученые — тоже люди.

«Скрытые фигуры» (2016)

— А вот возьмем современный фильм 2016 года «Скрытые фигуры» — про чернокожих женщин-математиков в NASA в начале 1960-х годов. Эти афроамериканки работают в буквальном смысле счетными машинами вместо компьютеров. И вот они как раз лишены этих стереотипов. Во-первых, они с детьми. У них у всех личная и семейная жизнь. Они разрываются между работой и домом. Они привлекательны и эротичны. То есть опять же, когда снимают сегодня фильмы про прошлое, то в этом прошлом стереотипы слетают.

— Потому что они расколдовывают то время. Мы явно видим такой пример расколдовывания не только стереотипов про ученых, не только стереотипов про женщин, но еще и стерео­типов, связанных с цветом кожи. То есть весь набор проблемных зон для американской и европейской культуры XX века, проживание через фильмы определенного набора травм. Это одно из проявлений толерантности. И это результат уже 1980-х годов в западном кино. Но мы туда не попали.

— Да. Мы действительно туда не попали. И это заметно по тому, как сейчас развивается наше сериальное искусство и какие у нас появляются героини, интеллектуальные женщины. Несмотря на то, то в России наука постепенно становится женским делом, на экране мы женщину с естественно-научным образованием видим теперь всегда рядом с силовиками. Либо она работает в силовых структурах, либо помогает силовым структурам. Она, скорее всего, криминалист, патологоанатом, медик, микробиолог. Она знает всё про яды. Она взламывает любые коды. Она может открыть любые секретные сейфы, взломать программу, посмотреть все банковские документы. Она хорошо разбирается в финансовых схемах, помнит наизуть всех экзотических животных. Она отлично знает фарму, умеет делать любые ДНК-анализы. На экране она рассекает по лаборатории на шпильках, у нее прекрасная укладка, которая требует довольно много времени, всегда свежий макияж. Она вылезает из автомобиля в белоснежной блузке, у нее не мнется плащ, хотя только что она выковыривала кровь из-под сиденья. У нас вновь, как в сталинские времена, на экране суперженщина. Как она появилась?

— Мне кажется, тут не­сколько причин. Во-первых, мы продолжаем каким-то образом ориентироваться на западные образцы, потому что все-таки сама сюжетная коллизия этих сериалов для западного кинематографа конца XX века вполне характерная. И она воспроизводится периодически и сейчас, потому что женщина очень часто оказывается помощником мужчины, она работает в паре с мужчиной, участвует в каком-то криминальном сюжете, и здесь женщины-ученые как бы через запятую с женщинами-следователями, с женщинами-юристами, с женщинами-врачами, журналистами-расследователями. То есть появляется целый спектр персонажей и закрепляется надолго в мировом кинематографе, причем в массовом.

Такая женщина-интеллектуалка обладает набором профессиональных знаний, часто превосходя в этом смысле мужчин, потому что мужчина в этой паре отвечает за силу, защиту и т. д., а женщина — за хитрость, за креатив, за способность быстро перестроиться, адаптироваться к ситуации. И вот эта пара создает такую выигрышную комбинацию для детективной и вообще фантастической, с экшном, истории. Это очень удобный набор для того, чтобы сюжет развивался, двигался. Чтобы было, с одной стороны, приятно посмотреть, а с другой стороны — чтобы можно было отыгрывать важные наборы паттернов, взаимоотношений в обществе.

Во-вторых, мы пытаемся ориентироваться на нашу широкую аудиторию. А наша родная российская аудитория очень привязана к…

— К каблукам?

— Боюсь, что да. К советскому контенту и к этим образам, идеальным образцом которых являлась Любовь Орлова. У нас люди пересматривают фильмы 1950-х годов, говорят о том, что они их любят, называют их, притом что не могут назвать много чего другого современного и не помнят имен. Они скачивают фильмы из Интернета… Это люди в сельской местности, в маленьких городах. И этот эстетический ряд оказывается для них неким идеальным образом той жизни, которой у них самих нет. Я думаю, что здесь сказывается наш менталитет и наши привычки и стандарты. Вот эта условность кино имеет определенный набор принятых в то или иное время или в том или ином обществе кодов, которые приемлемы для максимально широкой аудитории. Это наши коды.

— То есть то, что в лаборатории должны быть каблуки и свежая укладка, — это проблема нашей аудитории, наших зрителей…

— Да, их ожиданий. Это такой встречный процесс. С одной стороны, это ожидание диктуется телевидением и кино. А с другой — телевидение и кино отражают некие шаблоны восприятия, которые, конечно, присутствуют. Они есть. Очень трудно развести, кто на кого повлиял. Это почти невозможно.

— Понимаете, поскольку я часто встречаю женщин-ученых, я вижу, насколько они сложнее, интереснее, разнообразнее, чем на массовом экране. А вы видели какой-то образ в кино современной женщины-ученого, который вам показался наиболее адекватным?

«Инферно» (2016)

— Во-первых, я глубоко убеждена в том, что вы и сказали, — женщины в науке разные. Поэтому когда я вижу на экране в принципе разных женщин (в науке или не в науке), эта ситуация мне кажется более адекватной, чем когда я вижу какой-то единый канон. Но мне, например, очень нравится одна из героинь в фильме «Инферно». Это вполне коммерческий блокбастер. И там есть женщина-героиня, немолодая, которую когда-то любил главный герой. Она очень статусная. Она возглавляет серьезную организацию. При этом она бегает, плавает и спасает человечество. И, конечно же, это формульная история. Наверное, не каждая женщина, возглавляющая Всемирную ассоциацию здравоохранения, обязана отлично плавать…

— И быть вообще супергероем. Тем не менее, когда мы смотрим на образ, созданный Сидсе Бабетт Кнудсен, мы верим, что эта женщина может возглавлять Всемирную организацию здравоохранения. Я опять возвращаюсь к убедительности.

— И при этом она женщина, с какой нам хотелось бы себя идентифицировать. Ведь это вопрос идентификации. «Вот с такой мне бы себя хотелось идентифицировать».

— Давайте будем надеяться на то, что мы увидим таких женщин в российском кино, поскольку они есть в российской реальности, они есть в российской науке, они есть в нашей интеллектуальной жизни, — пусть их будет больше у нас на экране.

— Пусть!

Анна Новикова
Беседовала Ольга Орлова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Какие фильмы о психических больных основанные на реальных событиях вы знаете ?

Ulyana Zvereva 11 3 года назад маркетолог в кинокомпании, аналитик и digital спец

Существует богатый список фильмов о психологии и психических расстройствах, который собрал психолог Николай Васильев при поддержке профессионального форума. Привожу из этого списка несколько фильмов, основанных на реальных событиях и биографиях.

Рубрика «Фильмы где демонстрируемые образцы психопатологии персонажей могут служить иллюстрациями к курсу патопсихологии или психиатрии».

  1. Игры разума / A Beautiful Mind; Рон Ховард, США; 2001 (основано на биографии лауреата Нобелевской премии по экономике Джона Нэша; шизофрения, галлюцинации).
  2. Камилла Клодель, 1915 / Camille Claudel 1915. Реж. Брюно Дюмон; Франция; 2013 (основано на биографии известного скульптора Камиллы Клодель; шизофрения).
  3. Психо / Psycho; реж. Альфред Хичкок; США; 1960 (по одноименному роману Роберта Блоха, вдохновленному в свою очередь историей реального маньяка-психопата Эда Гейна).
  4. Три лица Евы / The Three Faces of Eve; реж. Наннэлли Джонсон; США; 1957 (сценарий, основанный на книге психиатров и доработанный с их участием, описывает историю Крис Костнер Сайзмор, у которой было диагностировано расстройство множественной личности).
  5. Тэмпл Грандин / Temple Grandin; Мик Джексон; США; 2010 (основано на биографии и книгах профессора животноводства с аутизмом).
  6. Бен Икс / Ben X. Реж. Ник Бальтазар; Бельгия, Нидерланды; 2007 (основан на романе, вдохновлённом реальной историей про аутиста, совершившего самоубийство из-за издевательств).
  7. Поллок / Pollock. Реж. Эд Харрис; США; 2000. (Экранизация биографии Джексона Поллока, художника с биполярным расстройством).
  8. Сильвия / Sylvia. Реж. Кристин Джэффс; Великобритания; 2003. (основано на биографии поэтессы Сильвии Платт, страдавшей от тяжелой депрессии).
  9. Перед классом / Front of the Class. Реж.Питер Уэрнер, США; 2008 (основан на автобиографической книге Брэда Коэна, учителя младших классов с синдромом Турэтта).
  10. Авиатор / The Aviator. Реж. Мартин Скорсезе США, Германия, 2004 (основан на биографии миллионера, предпринимателя и режиссера Говарда Хьюза: ипохондрия и мизофобия, обсессивно-компульсивное расстройство).

7 интересных фильмов о математике и математиках

Тема математики в кино раскрывается с разных сторон и с помощью самых разных жанров: байопики об учёных и математиках, драмы об исследованиях, открытиях и внутренней борьбе, истории о простых числах, соревнованиях, фильмы ужасов, и не только. Дарья Житкова выбрала семь наиболее важных фильмов про математиков, которые могут возродить интерес к точным наукам.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. «Пи» (США, 1998)

Режиссёр — Даррен Аронофски

Примечательно, что именно фильм про математического гения стал дебютным для небезызвестного Даррена Аронофски. Главный герой черно-белого малобюджетного кино Макс — исследователь теории чисел, пытающийся разгадать универсальный код, с помощью которого можно менять курсы биржевых акций. Копнув слишком глубоко, он встретил сообщество евреев, ищущих математическую систему в Торе. В итоге Макс находит число, которое состоит из 216 цифр и символизирует начало мироздания.

2. «Х+Y» (Великобритания, 2014)

Режиссёр — Морган Мэтьюз

Мальчик с признаками аутизма видит мир иначе, чем другие: ему сложно общаться на любые темы, кроме математики. Он хочет, чтобы его окружали только простые числа. Узнав, что в математике можно выигрывать медали, как в спорте, он начинает готовиться к Международной математической олимпиаде под руководством школьного учителя, страдающего рассеянным склерозом. Главной задачей было победить китайских учеников, в свободное время доказывающих недоказуемые теоремы. Но кто знал, что благодаря олимпиаде он встретит любовь и начнет меняться навстречу миру?

3. «Любимое уравнение профессора» (Япония, 2006)

Режиссёр — Такаши Коидзуми

Первый урок математики для молодого учителя. Он рассказывает о матери, которая присматривала за профессором математики, повредившим голову в результате аварии: профессор не мог продолжать свои исследования в Оксфорде, так как его памяти хватало лишь на 80 минут. Рассуждая о натуральных и простых числах и красоте факториалов, он проводит свой «день сурка» год за годом. Для него спрашивать о математике было способом общения. Вместо слов — числа, которыми он любовался. Математические эпитеты и наглядные теоремы мягко доказываются через философию японской культуры.

4. «Умница Уилл Хантинг» (США, 1997)

Режиссёр — Гас Ван Сент

Один из наиболее удачных фильмов Гаса Ван Сента с оскароносным сценарием друзей Бена Аффлека и Мэтта Дэймона рассказывает о юноше, который за маской уборщика скрывает удивительные способности к точным наукам. Конечно же, не все так безоблачно. Герой постоянно впутывается в передряги и начинает драки, одна из которых поставила перед ним выбор: сесть в тюрьму и забыть о науке или продолжить изучение математики под личным вниманием профессора в сочетании с сеансами психоанализа. За роль психолога покойный Робин Уильямс получил свой единственный Оскар.

5. «Игра в имитацию» (Великобритания, США, 2014)

Режиссёр — Мортен Тильдум

Во время Второй мировой войны небольшая группа молодых ученых во главе с английским математиком и криптографом Аланом Тьюрингом разгадывает код дешифровки сообщений на шифровальной машине Энигма, которую использовали нацисты. На взлом кода давалось 24 часа, так как раз в день кодовое слово менялось. Существовало 159 миллионов возможных комбинаций, а чтобы предотвратить возможную атаку, нужно было найти нужную комбинацию за двадцать минут. Тьюринг быстро сообразил, что для дешифровки одной машины понадобится не человек, а другая машина, и создал устройство под названием «Кристофер», способное вскрывать шифр с помощью математического алгоритма.

6. «Игры разума» (США, 2001)

Режиссёр — Рон Ховард

Байопик о лауреате Нобелевской премии по экономике Джоне Нэше превратил жизнь математика в настоящую драму для большого экрана. Контраст ясного ума в исследовании теории игр и острой шизофрении с галлюцинациями приводит математика в исступление, а фильму приносит четыре статуэтки американской киноакадемии, в том числе главную.

7. «Доказательство» (США, 2004)

Режиссёр — Джон Мэдден

Кэтрин — дочь математика, идущая по стопам отца, не может оправиться после его смерти. В ее жизни появляется ученик отца, пишущий диссертацию и развлекающий ее шутками про «E» — мнимую величину. Последние пять лет Кэтрин ухаживала за отцом и боялась, что ей может передаться его душевная болезнь. Он, в свою очередь, исписывал тетради своими «доказательствами» — простыми и красивыми, как музыка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *