Этикет в школе правила

Содержание

Конспект классного часа «Культура поведения в школе и школьный этикет»

Администрация города Магнитогорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 52″ города Магнитогорска

455019, Челябинская область, г. Магнитогорск, пер Ржевского,4; тел 48 21 43, e-mail: int52@mail.ru

КЛАССНЫЙ ЧАС

«КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ И ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»

Подготовила

воспитатель

Соколова Е.А.

Магнитогорск, 2017

«Культура поведения в школе и школьный этикет».

Цель: учить детей правильно вести себя в школе и на улице.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Задачи: образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах

поведения в школе и на улице;

развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности

мыслительной деятельности, умение находить решение проблем

используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка

памяти, наблюдательности;

воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания;

воспитание ответственности детей за правонарушения

Оборудование: плакаты, иллюстрации по правилам дорожного движения,

правилам поведения в школе.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

— Сегодня на нашем клубном часе мы будем говорить о том, какими вы должны расти ребятами, чтобы в будущем вами не было совершено никаких правонарушений. Что же может привести к правонарушениям?

(ВОСПИТАТЕЛЬ обращается к схеме) Сначала совершается поступок, затем — проступок, а потом- правонарушение.

Поступок — проступок — правонарушение

Рассмотрим пример поступка.

Ира схватила школьный рюкзак, висящий за спиной у Володи, и начала качать из стороны в сторону, Володя пытался вырваться. Дети находились в холле первого этажа, где был кран с питьевой водой и раковина. Слабые руки девочки отпустили рюкзак, и Володя по инерции полетел вперёд .Случилось непредвиденное- он врезался в раковину и получил травму. Вот к чему привела безобидная на первый взгляд игра.

Да, Ира не предусмотрела , не продумала, не просчитала такой печальный поворот в игре. Она не подумала о безопасности во время игры. Надо стараться предвидеть последствия своих дел.

Про человека , имеющего волю ,говорят: он умеет владеть собой. Волевой человек умеет совершать волевое усилие в нужный момент. Используя ум и волю, он может не совершить то, что навредит ему или окружающим. Например, Миша позвал Владика поиграть на крыше веранды на территории детского сада. Владик согласился, и они полезли на крышу веранды ,забыв о безопасности. Мальчики начали отрывать доски с крыши и сбрасывать их вниз .Их действие можно назвать проступком, так как они нанесли вред в данном случае детскому саду.

О некоторых людях говорят: «У него сильный характер!» Что это значит? ( этот человек не поддаётся чужому влиянию, его трудно уговорить на неблагоразумный поступок.) О других говорят : «Он слабохарактерный». Слабохарактерные люди не имеют собственного мнения, они живут чужим умом, ими управляют другие.

Поведением человека управляют ум, воля и характер.

— А что же такое правонарушение?

Это нанесение телесных повреждений человеку. Если ученики нанесли тяжкие повреждения одноклассникам или другим школьникам ,то по законам РФ должны нести ответственность за совершенное правонарушение.

(Ученики сидят по группам).

Сообщение темы и целей клубного часа.

— Рассмотрите внимательно картинки на доске. Расскажите, что на них

изображено?

На какие группы их можно разбить? (1. поведение в школе,2. поведение на улице).

Правильно, ребята. И сегодня на нашем клубном часе мы будем говорить о правилах поведения в школе и на улице. Знание этих правил, соблюдение их поможет вам в жизни. Так какова же тема нашего классного часа?

( » Правила — твои друзья»).

-Ребята, наша работа будет проходить по группам. Давайте вспомним правила работы в группе:

— выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его;

— вежливо и доброжелательно обращаться с товарищами;

— помогать, если возникнут проблемы;

— работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию;

— испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и

за успехи своих товарищей, всего класса.

Беседа о правилах поведения в школе.

— Итак, мы начинаем с вами говорить о правилах поведения в школе. Это называется школьным этикетом.

Какие же правила поведения в школе вы знаете? (ответы детей)

— Правильно, категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других людей.

Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого- либо, бегать, если это не урок физкультуры, толкаться (если это произошло случайно, следует извиниться).

Необходимо здороваться со всеми, кого мы увидели.

— С каким настроением нужно приходить в школу? (с хорошим настроением).

Основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. Хотите грубостей в ответ — грубите, хотите доброго отношения и понимания — сами хорошо относитесь к другим.

Самое важное время в школе — это уроки. Как вести себя на уроках?

Конечно, на уроках нельзя разговаривать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа.

3.Выступление учеников 1 группы (коллективная декламация стихотворения С. Я. Маршака » Школьнику на память»).

Если хочешь строить мост

Наблюдать движенье звёзд-

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь-

Хорошо работай в школе.

Добросовестно учись!

Ты думал: школа — не вокзал,

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать.

Хоть без колёс устроен класс,-

Он далеко уйдёт за час!

В нашей школе есть закон:

Вход неряхам запрещён!

Парта- это не кровать,

И нельзя на ней лежать,

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно,

На уроках не болтай

Как заморский попугай.

Любит лётчик самолёт,

Пулемётчик пулемёт.

Как стекло светло и чисто

Блещет мастера станок.

У бойца кавалериста

Серебром горит клинок.

Содержи и ты в порядке

Парту, книжки и тетрадки.

На улице, дома, в общественном месте

Будь вежлив со всеми, помни о чести.

В театре, в трамвае, в читальне, в кино

Веди себя скромно, прилично, умно.

Старику опорой будь,

Малышей не дай в обиду,

Уступай больному путь

И скамейку — инвалиду.

Твой долг — любить и уважать

Родителей — отца и мать,

Быть старшим другом младшим братьям

И всем, чем можно, помогать им.

— Сегодня на нашем клубном часе присутствуют ребята из 5 класса. А сейчас учащиеся 5 класса дадут вам несколько советов. Они будут рассказывать стихотворение, а вы будете договаривать последнее слово.

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай не …(перебивая).

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …(понятно).

4. Если хочешь отвечать,

Надо руку …(поднимать).

5. На математике считают,

На перемене…(отдыхают).

6. Будь прилежен на уроке,

Не болтай ты не…(сорока).

7. Если друг стал отвечать,

Не спеши…(перебивать).

8. А помочь захочешь другу-

Подними спокойно …(руку).

9. Знай: закончился урок,

Коль услышал ты…(звонок).

10. Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда …(готовым).

11. Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не…(кричи).

— Послушайте частушки, которые подготовили девочки 5 класса.

Пропоём для вас частушки,

Не простые — школьные.

Вы послушайте их все

Останетесь довольные!

Мы споём вам о ребятах

А вы думайте сейчас,

Кому подражаете,

Кого осуждаете.

Прозвенел давно звонок,

Уж идёт второй урок.

Ну, а Ванечка зевает,

Из постели выползает.

Он позавтракал, оделся,

Причесался, осмотрелся…

И …немного припоздал-

К часу в школу лишь попал!

В нашем классе есть ребята

Умные, спортивные.

Как в учёбе, так и в жизни

Все они активные!

Вот настала перемена-

Разомнись там непременно.

Зверем только не кричи,

Как лошадка, не скачи.

Школа вся дрожит, трясётся

1класс в буфет несётся.

Лучше к стенке отойти,

Чтоб не сшибли по пути.

В одной драке как — то раз

Витя Ваде подбил глаз.

Коля Саше нос разбил –

Никто из них не победил.

Одноклассники — семья,

Друга обижать нельзя.

Ссоры, драки не к лицу

Всем, тем более бойцу.

В нашем классе мальчик есть,

Он успел всем надоесть.

Обзывает всех подряд-

И девчонок, и ребят.

Мы с ребятами сумели

Выполнить задание.

Все частушки перепели,

Теперь — до свидания!

— Каких ребят вы осуждаете?

4. Задание группам.

Послушайте стихотворение Б. Заходера » Перемена», ответьте на мои вопросы.

» Перемена» Б. Заходер

» Перемена, перемена!»-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним — бо- о- ольшая перемена!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

( Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил.

С ходу дал кому — то сдачи,

Попросил списать задачи –

Словом, сделал всё, что мог!

Не угонишься за Вовой!

Ну а тут — опять звонок.

Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём.

— Ничего,- вздыхает Вова,

— На уроке отдохнём.

— Почему Вова очень устал на перемене и еле плёлся в класс на урок?

— Понравился ли вам Вова?

— Хотели бы вы дружить с Вовой?

5.Викторина «Можно — нельзя».

(Учитель крутит волчок и читает задания из конвертов).

Задания ситуации в конвертах:

В классе – четверо: два мальчика и две девочки-первоклассники.

Мальчики что-то пишут, девочки вытирают парты.

— Чем вы тут занимаетесь? – спрашиваю.

— Мы парты моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Костылев пять ошибок сделал. Ему двойку поставили. А мне пятерку!

— Пятерка – хорошо. Только зачем хвастать?

— Вот идите, посмотрите, — потянула меня за полу пиджака хвастунья. Она бесцеремонно взяла у Костылева тетрадь и стала показывать:

— Смотрите: раз, два, три.., пять ошибочек! Видите, двойка стоит? А у меня пятерка!

Девочка очень рада своей пятерке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у Костылева двойка.

– Какие качества характера проявились в поступках девочки?

– Как вы их оцениваете?

Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда кончались уроки.

Он первым выбегал из-за парты, и, если кто -нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперед, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.

Каким растет Алик?

Что бы вы ему посоветовали?

Слава часто поступает так: попросит мама сходить в магазин – он сходит, но за это ему покупают мороженое; попросят накрыть на стол – он накроет, но за это его сводят в кино. И так рос этот мальчик. Что не попросят, он все сделает.

— Что вы можете о нем сказать?

4. Игорь пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты – уроками».

Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

5.Класс спускается по лестнице в вестибюль школы. И вдруг одна из учениц – Вера – поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Нину, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Нина закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая! «Вслед за Ниной Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул своим портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!

И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнуть платье».

Выскажите свое отношение по поводу поведения ребят.

6. «Опираясь на палочку идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги. Ребята весело смеются».

— Что вы можете сказать о таких мальчиках?

6.Беседа о правилах безопасности на дорогах.

— Ребята, а теперь мы поговорим с вами о правилах поведения на дорогах.

На улицах все еще происходит много дорожных происшествий, в которых гибнут и страдают люди, в том числе и дети. Одна из причин происшествий – незнание или несоблюдение правил безопасности движения.

Послушайте рассказ Н.Носова «Автомобиль».

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шоферов, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофер из машины вылез и куда – то ушел. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. » Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: — Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрестке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофер из кабины вылез – все на него набросились: — Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…

— Ребята, выскажите свое отношение об увиденном, об этих мальчиках.

(Мы считаем, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.

Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю – это опасно для жизни!)

— Ребята, как называется автоматическое средство, регулирующее движение? (светофор).

Песня — танец «Три друга пешехода».

Муз. В.Юдиной, слова В.Алексеева

Красный свет – твой первый друг —

Деловито строгий,

Если он зажжется вдруг,

Нет пути-дороги,

Нет пути дороги,

Нет пути-дороги!

Припев:

Три друга пешехода

В любое время года

Три друга пешехода

В любое время года.

Желтый свет – твой друг второй –

Даст совет толковый:

— Стой! Внимание утрой!

Жди сигналов новых,

Жди сигналов новых,

Жди сигналов новых!

Припев:

Третий друг – зеленый свет –

Со своим советом:

— Проходи! Угрозы нет!

Я ручаюсь в этом,

Я ручаюсь в этом,

Я ручаюсь в этом!

Припев:

Сценки (5класс)

«По городу, по улице не ходят просто так.

Когда не знаешь правил ты, легко попасть впросак.

Все время будь внимательным и помни наперед:

Свои имеют правила шофер и пешеход».

Мы частенько замечаем и для вас изображаем

Шалунов на мостовой,

Тех, кто к правилам движенья

Не имеет уваженья.

И рискует головой.

Чтоб несчастья избежать,

Просим им не подражать!

Вдоль по улице гонялся

С клюшкою мальчишка,

Хорошо, что жив остался, —

В синяках, да в шишках.

— Ребята, можно ли играть на дороге? Где можно играть?

2) Ты не в цирке! Здесь дорога!

Подвернется руль немного,

Ну кого ты удивишь?

Под машину угодишь!

— Где можно кататься на самокате?

3)Как за Любу не бояться?

Попадет она в беду!

-Где должна играть Люба с обручем?

А это что еще за мода?

Перебегать наискосок?

Ты видел знаки перехода?

А где дорогу пересек?

— Подскажите, ребята, где нужно было переходить дорогу?

— А перебегать можно?

5) Друзья несутся во всю прыть,

А мы за них в тревоге.

Машину не остановить

На ледяной дороге!

6) Заболтались две мамаши,

И забыли все на свете,

Оглянитесь! Это ваши

Под машину лезут дети!

А сейчас давайте расскажем правила поведения на улице.

1. Не играть на проезжей части улицы.

2. Переходить улицу только в положенном месте и только на зеленый свет.

3. Изучать правила дорожного движения.

4. Не цепляться к транспорту.

5. Если ты катаешься на самокате или велосипеде, не выезжай на проезжую часть.

6. Вышел на прогулку – не ходи со двора

(Всем ребятам вручаются памятки правил поведения на улице)

Песня «Правила – твои друзья»

(на мелодию песни «Дважды два – четыре», муз. В. Шаинского)

Правила – твои друзья,

Забывать друзей нельзя!

Забыл – ай, ай, ай,ай,ай!

На себя дружок пеняй.

Ну, а если ты не прочь

Добрым правилам помочь,

То, и раз, и два, и три

Всем на свете повтори:

Помни правила движенья,

Как таблицу умноженья!

Помни правила движенья,

Как таблицу умноженья!

7. Разгадывание кроссворда (на доске)

По горизонтали:

1. Вот стоит на улице

В длинном сапоге

Чудище трехглазое

На одной ноге .(Светофор)

По вертикали:

Как же трудно спозаранку

Целый день крутить баранку

Работа его важна и сложна,

Но как она людям повсюду нужна .( Водитель)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.( Велосипед)

Объяснить надо запросто,

Будь ты юн иль стар:

Мостовая для транспорта,

Для тебя — ……( тротуар).

Что за чудо этот дом!

Окна светлые кругом,

Носит обувь на резине,

А питается бензином. ( Автобус)

Подведение итогов клубного часа.

— Сегодня мы на нашем клубном часе поднимали очень большую тему:

» Правила — твои друзья», говорили о том, как нужно вести себя в школе и на улице.

-Какой же вы сделали вывод из этого мероприятия? Как надо себя вести?

11.Вручение детям памятных сувениров.

Классный час «Культура поведения в школе и школьный этикет»

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Подготовительная работа: Учащиеся на кружке отрабатывают умения и навыки по работе над созданием презентаций в графическом редакторе PowerPoint.

Оснащение и оборудование:

  • Столы со стульями для групп
  • Задания для групп для обсуждения одной тем
  • Подсказки по каждой теме (общие для всех)
  • Бумага и фломастеры для записи
  • Для каждой группы свой компьютер и дискета
  • Мультимедиа проектор, подключенный к учительскому компьютеру для демонстрации презентаций учащихся.

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этике, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Содержание классного часа

Класс делится классным руководителем на 4 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Темы:

  1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
  2. Правила поведения учащихся на занятиях и мероприятиях
  3. Правила поведения в школе
  4. Обязанности дежурного класса

Подсказки

  • Форма
  • Прическа сменная или вторая обувь
  • Приветствие учеников и взрослых
  • Обращение к друг другу
  • Мусор
  • Бережливость
  • Вежливость
  • Опоздания
  • Прогулы
  • Плееры и сотовые телефоны
  • Повседневная речь в школе
  • Манера общения
  • Чужие вещи
  • Поведение в столовой
  • Поведение во время линеек и мероприятий
  • Приход в школу
  • Пропуск уроков
  • Школьное имущество
  • Соблюдение правил безопасности
  • Забота о младших и слабых
  • Решение спорных вопросов
  • Курение в школе
  • Поведение на уроках
  • Поведение на переменах
  • Употребление непристойных выражений
  • Обязанности старшего дежурного по школе
  • Обязанности дежурного класса
  • Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание

В течение 15-20 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем учащиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту презентаций отводится 25 минут.

По окончании классного часа принимается решение.

Решение

Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в коле, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.

Примеры презентаций учащихся.

>
Школьный этикет

Школьный этикет – вежливые правила поведения в школе, обязательные для выполнения. Данная статья рассматривает некоторые из них.

Перед школой

В школе ученики должны хорошо себя проявлять и быть собранными, поэтому перед тем, как отправляться в школу, ученику стоит проверять свою готовность: сделал ли он домашнее задание, которое было задано на прошлом уроке? Взял ли он с собой все необходимые книги, учебники и другие предметы, которые могут потребоваться на занятии?

Очень важно собирать всё в рюкзак и складывать аккуратно, потому что если не делать этого, то много времени будет тратиться только на то, чтобы найти нужную вещь.

Отдельно стоит проверить, взята ли сменная обувь? Если её забыть, то проверяющий сменную обувь может отправить обратно домой, потому что посещение школы в уличной обуви недопустимо.

В школьной раздевалке

Школьная раздевалка — особое место и здесь имеются свои правила этикета, которые нужно соблюдать.

Каждый день работники гардеробной выполняют большой труд, присматривая за вещами школьников, помогая им найти необходимое, возвращая забытые вещи. К таким людям нужно проявлять соответствующее уважение. Проходя в раздевалку, следует с ними здороваться, а забирая вещи для того, чтобы уйти из школы после уроков — прощаться.
Для того чтобы не создавать работникам гардеробной дополнительных проблем, нужно складывать обувь в сумку и аккуратно вешать её вместе с верхней одеждой на крючок.

Присутствуя на уроке

Когда прозвенел звонок — занятие начинается, ученикам нужно достать свои вещи и аккуратно разложить их на парте. С момента звонка ученику нельзя отвлекаться ни на что постороннее (на уроке школьник не должен жевать жвачку, слушать плеер, пользоваться мобильным телефоном или совершать иную деятельность, не связанную с уроком), ему нужно сосредоточиться и внимательно слушать учителя.

При наличии вопроса, сначала нужно обязательно поднять руку и только после разрешения учителя задать свой вопрос. При этом речь учеников должна быть вежливой, в ней неприемлемы нецензурные выражения и любые формы брани.

На урок могут приходить другие люди, их обязательно нужно приветствовать. Если в класс входит другой учитель или взрослый, ученикам следует дружно, но тихо встать. Сесть будет можно после того, как это разрешил сделать учитель. Когда пришедший человек уходит, нужно снова встать, чтобы попрощаться с ним.

Школа старается дать детям всё необходимое для занятий, ученики должны бережно относиться к имуществу школы и вещам, выдаваемым им лично. Не допускается рвать книги, рисовать на партах и совершать иные действия, которые приведут к порче имущества.

Завершает занятие тогда, когда прозвенел звонок с урока. Уходить с урока на перемену можно лишь после того, как это разрешил сделать учитель. Если звонок с урока прозвенел, учитель может попросить учеников задержаться, в таком случае они должны выполнить его просьбу.

Покидая занятие, важно убедиться, что учитель задал домашнее задание, а ученик его записал.

В школьной столовой

В школьной столовой есть свой этикет. Как и в других местах, в столовой важно здороваться с её работниками, учителями и другими взрослыми, которые посещают столовую. Перед едой нужно тщательно мыть руки и вытирать их полотенцем. Других детей, которые посещают столовую, нельзя толкать, также нельзя мешать их приёму пищи.

В столовой нужно вести себя спокойно и интеллигентно, особенно, если приходится стоять в очереди в буфет. Нужно соблюдать эту очередь и делать заказ в отведенном очередью порядке.

Покидая столовую, нужно обязательно поблагодарить и попрощаться с работниками столовой.

На перемене

Когда учитель отпустил с урока, можно выйти на перемену, чтобы пообщаться со своими одноклассниками или заняться иными делами. При этом важно не устраивать драк, не говорить на повышенных тонах и не бегать, так как это чревато травмами.

Перемена длится определенное время, нужно учитывать его, и за 1-2 минуты до окончания перемены возвращаться обратно в класс.

Важно помнить

В школе существуют и общие правила этикета для детей школьного возраста, которые важно соблюдать. К таким правилам относится приход учеников в школу без опозданий, за 5-10 минут до начала урока. Аналогичное правило нужно соблюдать и перед началом урока: приходить за 5-10 минут до него, и ожидать у класса.

При опоздании, нужно постучаться в класс и попросить у учителя разрешения на то, чтобы войти и присоединиться к занятию.

Ученики всегда должны уважать чужой труд, поэтому мусорить в школе запрещается. Все бумажки и иной мусор нужно бросать в специально отведенную корзину.

Мальчики должны уважать девочек и пропускать их вперёд, уступать им места. Все дети должны уважать взрослых и, если в дверях встретился учитель или взрослый, нужно дать ему пройти первым.

Если школьник заболел, то после возвращения в школу он должен принести классному руководителю записку от родителя (законного представителя) о причинах отсутствия (если он отсутствовал до трёх дней). При пропуске занятий более трёх дней, ученик должен принести классному руководителю справку от врача, свидетельствующую о болезни и её лечении.

Рассмотрим основные правила этикета или правила вежливости в школе.

1. Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
2. В школу приходим ВСЕГДА ВОВРЕМЯ, БЕЗ ОПОЗДАНИЙ.
3. Когда входишь в школу, не толкайся. Перед входом тщательно вытри ноги.
4. Когда входишь в школу, в класс, нужно поздороваться сначала с учителем, потом с товарищами.
5. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, необходимо спросить разрешение у учителя.
6. Если в класс входит ВЗРОСЛЫЙ (учитель, директор или родитель) дружно, но ТИХО и СПОКОЙНО должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
7. Если учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а ПОДНИМИ РУКУ. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя.
8. Обращаясь с просьбой к учителю или товарищами, нужно употреблять ВЕЖЛИВЫЕ слова : пожалуйста, спасибо.
9. Каждый школьник должен беречь свою ПАРТУ, не ломать, не писать, не царапать острым предметом.
10. Выходить на ПЕРЕМЕНУ можно только после разрешения учителя.
11. В коридоре НЕЛЬЗЯ БЕГАТЬ и КРИЧАТЬ.
12. Со всеми взрослыми, которых встречаешь в школе первый раз за день нужно здороваться.
13. Если в дверях встретился взрослый, нужно уступить ему место.
14. Если рядом с мальчиком идёт девочка, он должен пропустить её вперёд.
16. Бумажки, огрызки, весь мусор нужно бросать в специальную корзину.

Результаты соблюдения учащимися класса правил этикета в школе


По результатам нашего анкетирования учащихся класса, по тому как они соблюдают правила поведения в школе на перемене, мы получили следующую диаграмму.

Правила поведения учащихся в нашей школе

1. Учащийся приходит в школу за 15 — 20 минут до начала занятий, чистым, опрятным, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
3. Нельзя без разрешения дежурного администратора или медицинской сестры уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив запись в дневнике от учителя или медицинского работника дежурному охраннику.
4. В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.
В случае пропуска более 3-х дней без уважительных причин учащийся ставиться на внутришкольный контроль. После болезни учащийся должен предъявить медицинскую справку классному руководителю.
5. Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие — младшим, мальчики — девочкам.
6. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.
7. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.
8. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.
9. Учащимся следует уважать чужие права собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
10. Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, следует сдать их дежурному администратору или учителю.
11. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до привлечения правоохранительными органами к административной или уголовной ответственности.
12. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.
13. Учащиеся должны ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.
14. Ученик обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные школьной программой.
15. Учащиеся должны приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
16. По первому требованию учителя учащимся следует предъявлять дневник.
17. Учащимся не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
Перейти к странице 11. Правила поведения учащихся на уроке

Правила этикета в школе. Топ-20 общих правил

Современные школьники, к сожалению, склонны игнорировать правила этикета. Учителя считают детей балованными, невоспитанными, а родителей часто вызывают в школу. При этом детям в начальной школе не всегда объясняют эти правила этикета, считая это само собой разумеющимся фактом. А главное – никто не объяснит почему нужно вести себя так, а не иначе.

Каждый из нас должен познать правила этикета. Научиться всему: вести себя в обществе, дома, правильно общаться, кушать и одеваться. Часто так бывает, что все это мы приобретаем уже к зрелому возрасту. Мы сталкиваемся с проблемами незнания, и это плохо влияет на нашу жизнь, ведет к переживаниям, смущениям, чувству неуверенности. Было бы правильно осваивать правила этикета с детства, со школьного возраста. Поэтому очень важно правильно донести до ребенка те прописные истины, которые мы – взрослые считаем нормами правильного, здорового поведения и правилами этикета.

Когда и как начинать учить правила этикета в школе?

Дети очень быстро воспринимают новую информацию и все, что их окружает. Они берут пример с родителей, копируя их действия и поведение. Поэтому на вопрос «как научить ребенка этикету?» ответ один: соблюдать его самим. Видя хороший пример каждый день, сын или дочь будут подражать, приучаясь правильному поведению. Чем раньше ребенок усвоит этот перечень правил и навыков – тем в будущем будет чувствовать себя свободнее и увереннее в любом обществе.

Правила этикета востребованы во многих сферах: в общественных местах и дома, в гостях, театре и кафе, также на работе и, конечно, в школе. Запомнить их будет проще, если приучать к ним ребенка в раннем возрасте. Это поможет быстрее адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенно, повысить самооценку и сформироваться как личность. Поможет избегать конфликтов и казусов, неловких моментов.

Примерно с 5 лет можно начинать сознательное обучение ребенка этикету как таковому, но не нужно превращать это в урок или лекцию.

В этом возрасте усвоение информации происходит через тематические игры, активность, образы. Но не ждите, что уже через неделю такого обучения малыш все поймет и пойдет в 1-й класс идеальным и образцовым ребенком. Это многолетний процесс воспитания и родительских наставлений.

И все же родители или учителя должны брать на себя эту ответственность? Скорее, это соработничество. Одним из важнейших этапов познания всех правил, является школьное обучение. Помимо школьной теории, знаний в математике и литературе учителя должны объяснять и показывать «нормы поведения». Школьное воспитание так же важно, как и дома в семье. Ведь школа становится еще одним домом, где школьники должны научиться важным правилам поведения в обществе. Учителя становятся вторыми родителями, с которых дети тоже берут пример. И вне уютных домашних стен именно школа должна прививать с раннего возраста многие правила и порядки, которыми ребенок будет следовать всю жизнь.

3 формы обучения правилам этикета в школе

  1. Побеседуем. Разговор учителя или родителя с ребенком в формате «вопрос-ответ». Важно, чтобы младший проговорил правила вслух. Для этого формата эффективны таблицы, картинки, видео презентации.
  2. Проведем тренинг. Практическое рассмотрение ситуаций с разных сторон, проигрывание их в формате «Что будет, если». Например, можно на примере показать ребенку, что чувствует его одноклассник, если его ударят. Ведь это больно, обидно – и сразу становится понятно, что так делать нельзя.
  3. Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника. Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.

Топ-20 общих правил этикета, которые нужно донести до школьника

Правила этикета в школе очень смежны с этикетом других отраслей, поэтому перечисление всех истин не уложится в одну статью. Сюда относят внешний облик (аккуратность, состояние книг, тетрадей, чистоту рабочего места), манеру общения, поведение в стенах учреждения во всех локациях (урок, перемена, столовая, библиотека, территория), отношение к чужой собственности и границам других, взаимопомощь, дружбу.

Ребенок должен твердо знать хотя бы 20 общепризнанных норм:

  1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10-15, не опаздывай к началу занятий (если опоздал – вежливо извинись).
  2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
  3. Одежда должна быть чистой и удобной, прическа опрятной и уложенной, имей при себе сменную обувь, если она требуется.
  4. Верхнюю одежду оставляй в отведенном для этого месте или раздевалке.
  5. Все необходимое для занятий приготовь заранее (тетради, учебники, ручки).
  6. Держи школьные принадлежности в порядке, следи за чистотой парты.
  7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
  8. Во время урока – отключи звук на мобильном телефоне и не доставай его.
  9. Если в класс вошел учитель или директор – нужно встать с места в знак приветствия.
  10. Не перебивай учителя и одноклассника.
  11. Говори, только когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
  12. Отвечай на поставленные вопросы учителя, внятно, громко, уверенно.
  13. Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
  14. На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.
  15. Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям.
  16. Неприличные слова и жесты недопустимы не только во время урока, а вообще.
  17. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
  18. Мусорят только невоспитанные дети – уважай труд работников школы.
  19. Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
  20. В столовой кушай аккуратно, не торопись и не разговаривай с полным ртом.

Если ученик неадекватно ведет себя в школе?

Как бы старательно мы не говорили своим детям о правилах этикета в школе и не показывали бы это на личном примере – это не всегда срабатывает. Как быть, если ребенок постоянно балуется, обижает младших, хамит учителям? Ответит профессиональный психолог:

«Первая причина кроется в возрасте. Либо школьник еще мал и не может долго заниматься, поэтому вымещает агрессию на тех, кто его заставляет. Либо это подростковый возраст, когда подобное поведения является своеобразной характеристикой пубертатности.

Вторая причина – дефицит внимания. Таким образом ребенок восполняет все свои потребности и довольно успешно. Ведь после очередной выходки все внимание сосредоточено на нем.

Третья причина – неврологический или психиатрический диагноз (возможно задержка развития, гиперактивность или другие проявления, которые требуют вмешательства специалистов. Об этих моментах скажет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая комплексно изучит реакции и поведение ребенка совместно с родителями.»

Впрочем, согласно исследованиям, 85% детей приходят в школу уже зная некие ключевые правила школьного этикета. В тоже время, 46% учащихся ответили, что знакомы с этим, но соблюдать получается не всегда. Специалисты уверены – повышать уровень знаний детей в этой сфере необходимо. Но никто не должен требовать от ребенка невозможного.

Правила этикета в школе – это важная составляющая формирования нашей личности, нашего сознания. Все что мы получаем от школьного воспитания в дальнейшем помогает нам существовать, гармонично чувствовать себя во всех сферах нашего общества. Правильное развитие и навыки способствуют комфортной жизни. Вежливость, доброта, грамотная речь, спокойствие и гармония каждого человека просто необходима для культурного общения. И пускай пока школьник не задумывается о столь важных вещах – главное, чтобы он запомнил все правила, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Этикет для детей и школьников

4.8 (5)

Этикет для детей предполагает правила хорошего поведения, которые позволяют быть ребенку вежливым, дружелюбным и воспитанным.

Их применяют с родными, близкими, друзьями, учителями и другими взрослыми.

Базисное правило детского этикета заключается в том, чтобы ребенок понимал, что необходимо уважительно относиться ко всем окружающим независимо от их пола, возраста, социального статуса.

Детей с самого раннего возраста родные, близкие, другие взрослые (воспитатели, учителя и пр.), книги и прочие источники учат правилам общения, поведения.

Этикет для детей можно условно разделить на несколько разновидностей:

  • для школьников;
  • правила телефонных звонков;
  • этикет за столом;
  • правила поведения в гостях и при принятии гостей, в кино, театре и на концерте;
  • правила ведения беседы;
  • правила поведения в общественном транспорте.

Если рассматривать этикет для детей различных лет в общем, то он будет заключаться в том, что ребенку неприлично делать следующее:

  • не здороваться с членами семьи по утрам и вечерам;
  • ковыряться под ногтями и в зубах, почесывать голову и копошиться в волосах;
  • громко кричать, разговаривать, топать, вести себя вызывающе и чересчур навязчиво;
  • хлопать дверью;
  • не прикрывая рот чихать, кашлять и отрыгивать;
  • без стука, а также без разрешения входить в закрытое дверью помещение;
  • обходя кого-то, вырываться вперед и не приносить за это извинение;
  • шаркать ногами;
  • прерывать разговор других людей без важной причины и разрешения;
  • жевать на людях жевательную резинку.

Далее мы подробнее рассмотрим, какие существуют правила поведения за столом, а также какие правила должен соблюдать каждый ученик.

Этикет за столом для детей

Уроки вежливости, которые помогают прививать хорошие манеры для детей за столом, утверждают, что нет необходимости с самого малого возраста учить сложные правила.

Не нужно углубляться в то, чем, например, отличаются определенные виды вилок и ложек. Важно научить его основным правилам, которые станут признаками воспитанности юной личности. А со всеми тончайшими нюансами столового этикета он разберется позже – когда станет старше.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что правила поведения для детей за столом имеют некоторые отличия от столового этикета для взрослых.

Итак, разберем некоторые уроки вежливости для детей, чего категорически нельзя делать за столом:

  • садиться принимать пищу в неопрятном виде, с растрепанными волосами и грязными руками;
  • пережевывать пищу с открытым ртом, причмокивая или чавкая;
  • облизывать пальцы;
  • класть на стол локти;
  • выплевывать пищу, даже если не нравится ее вкус;
  • набивать рот и пытаться разговаривать при этом;
  • откусывать слишком большие куски пищи, которые очень сложно пережевать;
  • брать руками еду;
  • облизывать нож – это не только некультурно, но и опасно;
  • ковыряться руками или столовыми приборами в пище;
  • сидеть в слишком вальяжной позе – развалившись;
  • раскачиваться на стуле;
  • откидываться, дергать ногами, стучать по столу, своему или чужому стулу;
  • начинать прием пищи, пока еще не все сели или не готовы к принятию пищи, а также вставать до тех пор, как все закончат есть;
  • направлять столовые приборы на людей, сидящих рядом;
  • брать последний оставшийся кусок с общей тарелки, не предложив его остальным.

С основными ограничениями разобрались. Также ребенку нужно объяснить, что и как ему позволено делать за столом, соблюдая правила приличия:

  1. Сев за стол, необходимо положить салфетку на колени. Эксперты по этикету также допускают, что детям до 5-ти лет салфетку можно заправлять за воротник.
  2. Важно соблюдать правильное положение тела – ступни параллельны полу, спина прямая и опирающаяся на спинку стула (если она есть).
  3. Передавать продукты следует слева направо. Если просят передать тарелку с каким-то блюдом, находящееся ближе всего к ребенку или взрослому, вначале его нужно взять левой рукой и предложить тому, кто сидит слева от него, а затем взять тарелку в правую руку и передавать направо.
  4. Если возникает желание чихнуть, нужно отвернуться от стола к своему плечу и желательно чихнуть в салфетку (можно заслонить рот рукой).
  5. Так как некоторые емкости и стаканы могут быть тяжелыми для ребенка, им можно браться двумя руками за предмет.
  6. Когда хочется отпить из стакана, нужно вначале вытереть рот салфеткой., так как после принятия пищи на губах остаются следы.
  7. Если нужно покинуть стол, стоит просто извиниться и тихо выйти. Если ребенок в гостях или гости у вас, то всем говорить о том, для чего нужно выйти, не стоит.
  8. Встают со стула с правой стороны.

Рекомендация: правила этикета за столом для детей должны выполняться с самого раннего возраста.

Если взрослые будут периодически или постоянно игнорировать неприличное поведения ребенка, сидящего за столом, то в будущем ему будет очень тяжело привить необходимые привычки.

Этикет ученика

Школа – это одна из самых важных сфер детской жизни, которая занимает существенную часть его времени. Поэтому неудивительно, что в школьной культуре есть немало правил, с которыми поначалу ребенку может разбираться с трудом.

Уроки этикета для детей дошкольного возраста, а также школьников постепенно расставят все по своим местам. Вскоре все войдет в привычку и ребенку будет легко соблюдать необходимые предписания в школе.

Ключевые правила поведения для детей школьного возраста в учебном учреждении:

  • Портфель желательно собирать еще вечером, чтобы утром не тратить на это время и не опаздывать.
  • Ученик должен приходить за 15 минут до уроков. Это время необходимо для того, чтобы школьник успел сдать вещи в гардеробную и подготовиться к занятиям.
  • Этикет для школьника предполагает аккуратное и бережное отношение ученика к имуществу школы, других учеников и собственному.
  • На мобильном телефоне нужно отключить звук, чтобы внезапный звонок не отвлекал ни учеников, ни учителей.
  • Когда в класс входит педагог, другие взрослые или директор, ученики должны молча встать в знак приветствия.
  • На уроках нельзя говорить с одноклассниками и покидать помещение, не спросив разрешения у учителя. Для этого нужно поднять руку, а затем задать вопрос.
  • Нельзя разговаривать, кричать, нарушать правила поведения во время урока.
  • Ученик должен содержать свою парту в порядке. Учебники, тетради, ручки и карандаши следует раскладывать аккуратно. Не стоит и говорить о том, что нельзя писать на партах.
  • Школу не пропускают по неуважительной причине. Если нужно уйти с уроков раньше, нужно спросить разрешения у учителя или же у медсестры, если причина в плохом самочувствии.
  • Нельзя смеяться над одноклассниками, обижать их или бросать различные предметы. Относиться к одноклассникам необходимо уважительно.

Правила поведения ученика в школе во время перемены:

  • нельзя покидать класс, пока учитель не даст такое разрешение;
  • по коридорам, классу и лестницам нельзя бегать, так как это не только проявление невоспитанности, но и травмоопасно;
  • нельзя садиться на подоконники – даже в тех случаях, если окна плотно закрыты;
  • не допускается бросание каких-либо предметов в педагогов и других учеников;
  • нельзя хлопать дверьми, съезжать по перилам;
  • запрещено использовать нецензурные слова и неприличные жесты.

Следует помнить, что перемены существуют для того, чтобы отдохнуть, поесть, справить нужду, посетить библиотеку или позвонить родным по телефону (если это разрешено школьным уставом).

Правила этикета по телефону для детей

С раннего возраста очень важно привить ребенку правильную культуру общения по телефону.

Вот основные правила и рекомендации, которые помогут вашему ребенку быть воспитанным во время общения по телефону:

  • Обязательно начинайте телефонный разговор с вежливого приветствия:»Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», если общаетесь с другом, то можете начать со слов: «Привет!»,»Здравствуй!»;
  • Телефонный разговор должен быть кратким и лаконичным, все детали можно обсудить при личной встрече.
  • После ответа собеседника, спросите: «Удобно вам (тебе) сейчас разговаривать?», если неудобное время для беседы, попросите вам позвонить позже.
  • Не нужно беспокоить по телефону людей до 8-00 и после 21-00, если это не форс-мажорная ситуация, требующая немедленного решения.
  • Интонация во время разговора максимально приветливая, доброжелательная, не нужно повышать голос или угрожать собеседнику.
  • Плотно держите телефон в руках, чтобы собеседник вас слышал хорошо, четко произносите свои слова и не отвлекайтесь параллельно на беседу с третьим человеком, это неуважительно.
  • Постарайтесь продумать разговор заранее и задать все вопросы человеку за один телефонный звонок, беспокоить человека несколько раз не тактично.
  • Если по телефону вам ответил не тот человек, то поздоровайтесь с ним и вежливо попросите позвать к телефону вашего товарища, если он дома.
  • Во время телефонного разговора не перебивайте собеседника, выслушайте его внимательно, только затем задавайте вопросы.
  • В завершении разговора вежливо попрощайтесь «Всего доброго, До свидания!», «Всего хорошего, до встречи!»

Каждый ребенок должен соблюдать приведенные выше правила и осваивать правила этикета в школе, во время общения с незнакомыми людьми, другими детьми и родными с раннего детства.

В будущем это сделает из вашего ребенка культурного человека, который своим поведением будет радовать вас и своих будущих детей воспитает соответствующим образом.

Как известно, яблоко от яблони недалеко падает.

Жду ваши комментарии, вопросы и дополнения в комментариях.

Оцените пожалуйста мой пост, я старался:)

Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста

Правила этикета для младших школьников статья на тему

Правила этикета для младших школьников.

Перед учителем начальной школы стоит задача социализации школьника, в результате которой ребенок должен вписаться в социум, то есть принять его, быть в нем принятым и позитивно на него воздействовать. В целях социализации уже в начальной школе детей следует обучать основным правилам этикета.

Школа является для первоклассника неизвестным заведением. С одной стороны ему там интересно, но с другой стороны сложно. Зачастую малыш просто не понимает как необходимо себя вести в школе. Он знает ее основное назначение, но многое ему все, же неизвестно. Познакомить с основными правилами поведения в школе ребенка должен именно учитель. Учитель обязан помочь учащимся начальной школы в познании тайн взаимоотношений, дать им

поведенческие ориентиры, без которых человек не может уверенно чувствовать себя в обществе. Эти ориентиры заложены в этикете.

Целью таких занятий является воспитание современного человека, который знает правила этикета и умеет ими пользоваться. Кроме того, занятия по этикету помогут созданию в школе нормативной рабочей обстановки, способствующей успешной учебе каждого ученика, воспитанию, уважению к личности и ее правам, развитию культуры поведения и навыков общения.

Основные правила этикета, которых следует придерживаться в школе, можно разделить на следующие подразделы:

Правила поведения в раздевалке:

  • Вешай одежду нужно быстро, не заставляя других долго ждать.
  • Проявляй вежливость, при необходимости помогай другим.
  • Если у кого-то упала одежда ее нужно поднять. Ни в коем случае нельзя по ней топтаться.
  • Не оставляй в карманах верхней одежды никаких ценных вещей: деньги, телефон, ключи от квартиры и т.п.

Правила поведения в классе:

  • На занятия следует приходить вовремя, не опаздывать.
  • Если ты все-таки опоздал и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя;
  • Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.
  • Во время урока нельзя кушать, жевать жевачку, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами.
  • Если учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь ответить — подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.
  • Если во время занятий тебе необходимо выйти из класса, то нужно поднять руку и спросить разрешения у учителя.
  • Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно встают за партами, приветствуя вошедшего.
  • Выходить на перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.

Правила поведения на перемене:

  • На перемене нельзя бегать по лестницам, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;
  • Нельзя употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать другим.

Правила поведения в столовой:

  • Поведение в столовой должно быть организованным: дети вместе с учителем посещают столовую в специально выделенное для этого время.
  • Входить в столовую нужно спокойно, не толкаясь и не мешая другим посетителям.
  • В столовой нельзя кричать, пищать, бегать и уж тем более играть.
  • Во время еды нельзя разговаривать, так как можно подавиться.
  • После еды нужно убрать за собой грязную посуду и сказать «спасибо» обслуживающему персоналу.

Обучение правилам этикета может происходить во время тематических классных часов, кружков, факультативов и т.п. При этом важно помнить, что беседы должны происходить не только с детьми, но и с их родителями. Ведь с самого раннего возраста малыши копируют действия взрослых, а значит, именно от них зависит, как дети будут вести себя в обществе с взрослыми людьми и со сверстниками. Беседы с родителями могут быть как индивидуальными, так и проводиться родительских собраниях. При этом учитель, как профессионал, направляет работу по формированию у школьников этикетного поведения, а родители ежедневно практически организуют, контролируют, подправляют деятельность своего ребенка по самовоспитанию.

В начальной школе особое значение приобретают формы обучения этикету. Вышеописанные правила недостаточно просто рассказать детям. Для наибольшей эффективности данные формы должны приобрести более наглядный характер. Это может быть использование презентаций, видеофрагментов (например, из киножурнала «Ералаш»), ситуационных задач, различных игровых форм, стихов и т.п. Желательно использовать литературные (например, Г. Остер «Вредные советы»), музыкальные и живописные произведения, что усиливает эмоциональную направленность занятий по этикету этикета. Выбор конкретной формы будет зависеть от особенностей класса, мастерства учителя, важности решения поставленной задачи.

Очень хорошо при обучении правилам этикета в начальной школе использовать стихи. Например правило сидеть на уроке тихо и не заниматься посторонними делами хорошо иллюстрирует следующее стихотворение:

Сидит за партою Лисица,
Но ей спокойно не сидится:
Она то шубку поправляет,
То время по часам сверяет,
То обернётся посмотреть,
Что пишет в дневнике Медведь.
Вся извертелась, искрутилась
И ничему не научилась.
Вот потому-то, как Лисица,
Вам отвлекаться не годится.

Нужно стараться, чтобы школьники выполняли упражнения добровольно, не следует их к этому принуждать. Для активизации деятельности лучше использовать положительные оценки их деятельности. Если использовать в ходе занятий по этикету призы и награды, то они должны быть не только для победителей, но и для всех детей.

Список литературы

  1. Дубинина Е.Г. Междисциплинарный курс «Бон Тон или хорошие манеры» как средство воспитания школьника. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. — №10. – с.142
  2. Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Экон-информ, 2014. – 240 с.
  3. Соколова О.А. Мир общения: Этикет для детей. – М.: КАРО, 2993. – 288 с.
  4. Усачев А. Этикет для детей различных лет. – М.: Оникс, 2014. – 128 с.

Школьный этикет: общение

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Тема исследования

Ивойлова Александра,

ученица 2 «А» класса

Научный руководитель: Перетятько Е.А.,

учитель начальных классов

с. Таежное

2012 год

Введение……………………………………………………………………………………..2

Цели, задачи, гипотеза…………………………………………………………………3

1.Понятие этикет. Речевой этикет.………………………………………………..4

2. Что такое школьный этикет?……………………………………………………..5

3. Правила речи……………………………………………………………………………..6

4. Этикетные формулы общения………………………………………………….7

4.1. Формулы благодарности………………………………………………7

4.2. Формулы извинения……………………………………………………..8

4.3. Формулы приветствия…………………………………………………..9

4.4.Формулы вежливого отказа………………………………………….10

5. Таблица результатов наблюдения и исследования…………………11-12

6. Заключение……………………………………………………..………………………..12

Список использованных источников…………………………………………..13

Введение

Лягушонок «Квак-квак!»,

А Утенок «Кряк-кряк!».

Все сказала, все спросили…

Хорошо поговорили!

Читая эти строчки из стихотворения Б.Липановича «Интересный разговор», понимаешь, что зачастую люди не умеют слышать и слушать друг друга. Невольно задумаешься: в чем причина такого общения и есть ли необходимость общаться? Известно, что Робинзон Крузо 28 лет провел на необитаемом острове. Несмотря на то, что добывать огонь, заниматься строительством, охотой, земледелием, изготавливать мебель, одежду было непросто, тяжелее всего было для него одиночество: «Не с кем поговорить».

Потребность в общении есть у каждого, независимо от того, где мы находимся. В школе мы встречаемся, обсуждаем различные проблемы, делимся впечатлениями, обмениваемся мнениями. И часто не замечаем того, как мы это делаем.

Цель исследования:

выяснить, соблюдают ли правила культурного общения

ребята моего класса?

Задачи:

1) познакомиться с литературой об истории этикета и правилах школьного этикета;

2) изучить формулы культурного общения;

3) понаблюдать за общением одноклассников на перемене, на улице;

4) отобразить результаты наблюдений в виде таблицы и диаграмм;

5) подготовить презентацию «Премудрости культурного общения»

Гипотеза:

а что если чаще используя культурные формы общения в классе, мы станем более дружными и сплоченными?

  1. Понятие этикет. Речевой этикет.

Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать культурный разговор. Именно из уст вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать, приятного аппетита, благодарю вас, будьте здоровы, извините меня, пожалуйста, добрый вечер.

Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения. Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата «ты» — или «вы» форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.

  1. Что такое школьный этикет?

С чего начинается школьный этикет? Прежде всего с понимания того, а что же такое ШКОЛА. Это — место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит и вести себя в этом месте мы будем соответственно. Как театр начинается с вешалки, так и школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?

Как и в любое другое место, приходить необходимо вовремя!

Нужно здороваться со всеми, кого мы увидели. Всегда радоваться и улыбаться могут только странные люди, но все же делать все надо в хорошем настроении. Окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас случилось.

Вспомним народную мудрость «Встречают по одежке, провожают по уму». Необходимо помнить, заходя в школу о своем внешнем виде. Прическа, одежда, вещи – показатель настроения и отношения к самому себе.

Можно вывести правило: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами; хотите гадости и грубости в ответ – грубите, хотите доброго отношения и понимания, сами хорошо относитесь к другим.

Пришли вовремя, настроение хорошее, да и еще и рабочее, внешний вид безупречный. На что еще следует обратить внимание? Наша речь.

3. Правила речи

По тому, как говорит человек, многие люди могут определить не только место его рождения и его образование, но даже его профессию! Как бы мы не старались выглядеть образованными и культурными людьми, если мы не умеем говорить и общаться – все бесполезно.

Народная мудрость гласит «Молчание – золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.

Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» – это наш основной инструмент в общении с людьми. К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени- отчеству, на это не влияет возраст учителя. Что касается одноклассников – общаться надо так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, но это не очень приятно. И уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.

Как нужно говорить?

Прежде всего необходимо сделать так, чтобы другие хорошо понимали: четко и правильно произносить звуки, не торопиться, грамотно формулировать свою мысль. Важно, чтобы вас хорошо слышали те, с кем разговариваете: если это ответ у доски — рассказывайте так, чтобы классу, каждому ученику, даже тому, кто сидит на последней парте; если это разговор на перемене, то совсем не обязательно, чтобы вся школа знала о вашем разговоре. Какую-то личную информацию можно сказать и шепотом. В компании не следует шептаться с кем-то, не привлекая к разговору всех членов компании.

В разговоре не принято сильно жестикулировать, гримасничать, дразниться или показывать неприличные жесты.

4. Этикетные формулы общения

Изучив литературу по теме, я выделила несколько этикетных формул:

формулы благодарности,

формулы извинения,

формулы приветствия,

формулы вежливого отказа.

4.1.Формулы благодарности

Из стихотворения поэтессы Веселовской:

Слова с рожденья ждет жестокий выбор-

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века спасибо-

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Из такого старинного русского пожелания «Спаси Бог» и родилось слово «спасибо» — одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. Исследователь речевого этикета Н. И. Формановская в одной книге предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может благодарить другого. Некоторые из них я выписала:

Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.

Смотрите, какое богатство! Мы должны шире и богаче использовать слова благодарности и постараться обогатить ими свою речь. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить — значит дарить благо, дарить людям добро.

1-е наблюдение: Как используются слова благодарности в речи школьников?

Вывод: чувство благодарности чаще всего выражается словом «спасибо» или «большое спасибо» ( в столовой, в библиотеке, в раздевалке).

4.2. Формулы извинения

В русском языке можно выделить следующие формулировки извинений:

— когда просят прощение за какую-либо вину: Извини… за…; Прости… за…

— извинения с обоснованием вины: Я виноват в том, что…Прошу прощения.

— извинения с указанием причины: (Я) прошу (у вас) прощения за то, что..

— выражение просьбы простить: Прошу меня простить!

— извинения с оттенком официальности: Приношу свои (глубокие) извинения!

— обороты с глаголом «хотеть» или со значением долженствования: Я хочу

(мне хочется, я хотел бы, мне хотелось бы) извиниться (перед вами)

— эмоционально-экспрессивные выражения извинения: Если ты можешь,

извини меня (прости меня, не сердись на меня)!

— преувеличенный способ извинения: Тысяча извинений!

Культура извинения, как и любая другая культура, развивается, меняется. Извиниться – значит понять свою вину, но не любого извинившегося можно извинить. Человек, владеющий культурой извинения, вежливый, воспитанный, всегда более успешен и удачлив.

2-е наблюдение: Как чаще всего приносят свои извинения ребята в нашем классе?

В каких случаях это происходит?

Вывод: чаще других используются формулировки «извини», «прости». Встречаются иногда извинений из других языков (например, sorry или pardon). Это происходит чаще всего:

— перед учителем, за опоздание на урок ( Извините, я больше так не буду!);

— перед учителем, за отсутствие необходимого к уроку;

— перед учителем, за плохое поведение;

— перед одноклассниками за причиненную обиду или травму (Извини, я нечаянно!);

— перед дежурным учителем за нарушение порядка в школе.

4.3. Формулы приветствия

В русском языке существуют десятки способов приветствия.

Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Доброе утро! Здорово, браток! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль! Добрый вечер!

Первые слова, которыми мы начинаем день, — это «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, добрым.

Солнышко ясное встало.

— Доброе утро! – сказало.

— Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно.

Придумано мудро:

— Доброе утро!

В.Коркин

Слово «здравствуйте» — старое слово, связано оно со словом » здоровье». Произнося его, мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

3-е наблюдение: Какие приветствия звучат в нашем классе чаще всего?

Вывод: чаще всего используются формулировки «здравствуйте», «доброе утро», «привет». Встречаются из других языков (например, helloy).

4.4. Формулы вежливого отказа

Право на отказ, как и право на согласие, имеет каждый человек. Наша жизнь, планы и желания, ближе, чем проблемы и желания других людей. Никто и никогда, кроме нас самих, не может принять решение – согласиться или вежливо отказать, а может с благодарностью – отклонить! Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются.

Не выучил

— Замолчи!

— Не замолчу!

— Слезь со стула!

— Не хочу!

— Упадешь!

— Не упаду

— Отойди!

— Не отойду!

А.Шибаев

Такие ответы вызывают неприязнь, обижают

4-е наблюдение: Одноклассникам было предложено сравнить речевые ответы Димы и Иры на предложение сходить в кино:

Дима: «Я не могу, я занят. Предложи Андрею. Может он пойдет. Не пойду»

Ира: «К сожалению, не могу. Я занята. Иду с братом на концерт. Спасибо, я очень хотела пойти, но с утра пообещала маме, что вместе будем готовит ужин. Я с большим удовольствием, но после уроков я занята»

Вывод: 80 % учащимся больше понравился отказ Ирины. По их словам он звучит не обидно, вежливо; 20% учащимся — ответ Димы показался более конкретным, четким.

5. Таблица результатов наблюдения и исследования

Подводя итог своих наблюдений, я вывела результаты в виде таблицы.

Общее количество ребят в классе – 20 человек.

Время наблюдений – 2 месяца.

Наблюдения проходили в два этапа. Учащиеся не знали об эксперименте, поэтому результаты получились подлинные. Первоначальные сведения мы с учителем довели до ребят класса. Информация вызвала интерес. Через некоторое время наблюдения повторили.

№п/п

Результаты наблюдения

Количество детей

1 этап 2 этап

Здороваются с учителями (из них больше девочки)

Здороваются со взрослыми в школе

Здороваются друг с другом

Благодарят повара

На слова «приятного аппетита» отзываются

Говорят «Спасибо!», благодарят

Отвечают «Пожалуйста!»

Извиняются перед учителем

Извиняются друг перед другом

Умеют вежливо отказать

Всегда говорят «До свидания!» учителю

Прощаются с одноклассниками

Прощаются с вахтером

Я решила построить диаграммы, которые бы смогли показать результаты исследования на начальном этапе и после демонстрации этих результатов классу

Говорят «До свидания!»

6. Заключение

Свою работаю я посвятила изучению этикетных норм во время общения. Я обогатила себя интересными сведениями о речевом этикете, о русской культуре в целом. Считаю, что эта тема важна как для ребят моего класса так и нашей школы. Исследования показали, что ребята недостаточно знают и владеют этикетными правилами общения в жизни и в школе. Но все единогласно согласны с тем, что культурное общение помогает нам более уважительно относиться друг другу, способствует укреплению дружеских отношений.

Уверена, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат нам в жизни огромную службу, так как научат нас жить в большом ладу с окружающими.

Мне бы хотелось продолжить данную тему исследования и провести эксперимент с учащимися начальной школы.

Список использованных источников

1.Авторы-составители И.В.Персидская, Г.А. Фонова. Классные часы в 1-4 классах. Волгоград: Учитель,2007

2. Автор-составитель Н.Н.Дробинина. Классные часы. 3 класс. Москва «Вако»,2008

3.Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, фирма «Человек», 1991г.

4. А. Гольдникова. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод с польского, Москва, Молодая гвардия, 1979 г.

5.Энциклопедия для детей. Я познаю мир, Москва, 2000 г.

Выступление на конференции

Тема моей исследовательской работы «Школьный этикет: общение». Выполняли мы её вместе с моим учителем Перетятько Еленой Александровной. Совместно мы разработали план работы, поставили цель и задачи нашего исследования, сделали презентацию. Почему у нас вызвала интерес именно эта тема?

На уроках окружающего мира мы изучали мир растений и животных. Учительница спросила на уроке: «А кто же такой человек?» Мы стали рассуждать: части тела человека покрыты шерстью (волосами), он дышит легкими, детенышей вскармливает молоком. Значит человек – это млекопитающее. Ребята продолжили рассуждение: человек может думать, общаться, не просто звуками, а словами, предложениями, фразами. Он способен излагать свои мысли, чувства. Это и отличает нас от животных.

Последнее время мы слышим, что люди говорят много грубостей, плохих слов, ругаются. Дети, подражая взрослым, берут с них пример, считая – это круто, по- взрослому. Но ведь в нашем языке много вежливых и красивых слов. Даже есть целая наука под название «Речевой этикет». Поэтому мы вместе с Еленой Александровной решили выяснить: соблюдают ли правила культурного общения ребята моего класса? Также мы поставили задачи: познакомиться с литературой об истории этикета и правилах школьного этикета; понаблюдать за общением одноклассников на перемене, на улице.

Практическая часть нашего исследования проходила в два этапа. Мои одноклассники сначала не знали об эксперименте. Мы наблюдали за тем: здороваются ли ребята с учителями, взрослыми в школе, друг с другом; как ведут себя в столовой, в раздевалке, на перемене; в каких случаях говорят спасибо, извиняются; всегда ли прощаются и говорят «До свидания!» Все данные отмечали в таблице. Позже мы рассказали одноклассникам про эксперимент. Почти каждый ученик пытался оправдаться, что он это делает. Позже мы провели второй этап нашей работы. Наблюдения показали значительно лучшие результаты. Все эти данные мы представили в виде диаграмм.

Обсуждая эту тему в классе, ребята согласились с тем, что знакомы с правилами этикета, но готовы узнать больше. Все единогласно считают, что культурное общение помогает нам более уважительно относиться друг другу, способствует укреплению дружеских отношений.

Мне бы хотелось продолжить данную тему исследования и провести эксперимент с учащимися начальной школы. Презентация, подготовленная нами поможет преподавателю провести в начальных классах классные часы на тему «Речевой этикет».

В результате этой работы я узнала интересные сведениями о речевом этикете, о русской культуре в целом. Уверена, что всем людям надо постигать правила речевого этикета. Они помогут нам быть лучше и добрее. Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *