Актеры фильма девчата

Анастасия Поликарповна Кислицына

Анастасия Кислицына


Надежда Румянцева в роли Тоси

Первое появление

повесть «Девчата» (1961)

Создатель

Борис Бедный

Исполнение

Надежда Румянцева

Информация

Прозвище

Тося

Пол

женский

Род занятий

повариха

Возраст

18 лет

Дата рождения

17 октября 1938

Анастасия (Тося) Поликарповна Кислицына — литературный персонаж, созданный Борисом Васильевичем Бедным. Его повесть «Девчата», опубликованная в «Роман-газете» в 1961 году, принесла писателю большую известность и была переведена на 15 языков, в том же году по мотивам повести был снят одноимённый фильм.

Исполнительница роли Тоси в фильме актриса Надежда Румянцева получила в 1962 году приз «За лучшее исполнение женской роли» Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата (Аргентина), иностранные газеты называли актрису «Чарли Чаплином в юбке», а итальянцы — «русской Джульеттой Мазиной».

Биография

Анастасия (Тося) Кислицына родилась 17 октября 1938 года в селе Горожанка — в Рамонском районе Воронежской области на берегу реки Дон. Родители Кислицын Поликарп Ефимович, мать Кислицына (в девичестве Петрова) Наталья Ивановна. Анастасия Кислицина осталась круглой сиротой в 5 лет. 6 июня 1942 г. при налёте фашистской авиации на село Горожанка было убито 6 человек, в числе которых была мать Анастасии Кислицыной. Отец погиб на фронте в составе Второго Украинского фронта в 1943 году. 28 июля 1943 в «барской усадьбе» был образован детский дом, в который и попала Анастасия Кислицына.

Как сирота, по собственному признанию, «ни одного письма в жизни не получила».

Образование

Согласно книге — образования не имеет. Работала в совхозе, но после того, как покритиковала агронома, была уволена якобы «по собственному желанию» — о чём она написала письмо в газету, и на время проверки редакцией фактов устроилась домработницей к преподавателям. Но работа домработницы ей была не по нраву, и через три недели она завербовалась на работу на Север и уже там пошла в вечернюю школу.

Согласно же фильму — окончила Симферопольское кулинарное училище в 1958 году с отличием и попала по распределению в уральские края, где живут и трудятся лесозаготовители.

Имеет широкие познания в кулинарной сфере, является профессионалом своего дела, но по книге — Филя из-за личной неприязни никогда не хвалит её еду.

А что, картошка? Ты думаешь, картошка – это так вот просто, сварил и съел? Не тут-то было! Из картошки знаешь, сколько можно блюд приготовить? А ну, считай: картошка жареная, отварная, пюре, картофель фри, картофель пай. Картофельные пирожки с мясом, с грибами и так далее. Картофельные оладьи, картофельная запеканка, картофель тушеный с черносливом, картофель тушеный с лавровым листом и с перцем, картофель молодой отварной с укропом, шаньги… И это только блюда из картошки… х/ф «Девчата»

Известность приобрело такое блюдо Тоси, как бутерброд с вареньем.

Имя персонажа иногда используется как нарицательное для работниц столовых на Севере.

По книге, Тося как-то работала с лесорубами и пробовала пилить бензопилой «Дружба» Ильи Ковригина, однако в фильме этой сцены нет.

Характер

Тося Кислицына — молодая восемнадцатилетняя девушка маленького роста, наивная и энергичная, боевая и никогда не унывающая. Смелая, наивная, дерзкая, похожая на девчонку. Несмотря на её молодость, заметно, что Тося давно уже привыкла к самостоятельности и всюду, куда бы ни забросила её судьба, чувствует себя как дома. Очень дружелюбная и компанейская, однако всегда твердо стоит на своей точке зрения, что подчеркивает её неумолимую принципиальность.

Личная жизнь

Состоит в отношениях с Ковригиным Ильей. И видно, что любит его. Они познакомились в уральском леспромхозе, где Анастасия работает поваром по распределению. Илья Ковригин является бригадиром лесорубов и «первым парнем на деревне». Отношения Ильи и Тоси строились непросто.

А вы всегда с папироской танцуете? И в шапке? Так вот, с такими я не танцую! х/ф «Девчата»

Отказавшись принять приглашение на танец, которое Тося сочла оскорбительным, она вызывает интерес у Ковригина Ильи, что впоследствии стало фундаментом для их отношений.

После выхода фильма появилось выражение Тоси «укладывать парней в штабеля».

Примечания

  1. Олег ЧЕСНОКОВ — Наследницы Тоси Кислицыной // Газета «Крайний Север»
  2. Ольга Маршева — Пятерка по щам: как снимался фильм «Девчата» // Журнал «Телепрограмма» 09 сентября 2016

Литература

  • Труды. — Ленинградский библиотечный институт им. Н. К. Крупской, 1963. — Т. 14. — С. 158.
  • Союз писателей РСФСР., Союз писателей РСФСР. Московское отделение, Московская писательская организация (Р.С.Ф.С.Р.), Союз писателей России, Российский фонд мира. Москва, Том 6, Выпуски 7-9. — Изд-во Художественной лит-ры, 1962. — С. 196—198.
  • Пустовойт П. Г. Слово и образ в художественном произведении. — Знание, 1963. — С. 7—9. — 32 с. — (Литература и искусство).

Ссылки

  • Элеонора Тадэ — Надежда Румянцева, Москва: Искусство, 1967 — 92 с.
  • Михаил Ефимкин — 10 цитат из «Девчат»: к годовщине со дня рождения Надежды Румянцевой // «Аргументы и Факты. Смоленск» 09 сентября 2013
  • Георгий Осипов — Сытная пища для уральских лесорубов // «Русский Мир», 07.03.2012

«Девчата»: как сложились судьбы актрис легендарного фильма

На роль Кислицыной претендовало много талантливых актрис. У Надежды Румянцевой шансов получить роль было ровно столько же, сколько и у других. Сама она не особенно верила, что ее утвердят. Румянцевой уже исполнился 31 год. Она была намного старше и всех своих конкуренток, и 18-летней героини фильма.

Режиссер фильма Юрий Чулюкин знал обо всех талантах Румянцевой — он снимал актрису в своей первой картине «Неподдающиеся». Но утверждать ее в «Девчат» не спешил. Роль Тоси он пообещал своей жене — актрисе Наталье Кустинской. Однако худсовет во главе с Иваном Пырьевым Кустинскую не утвердил — и внешность не та, и по-актерски ее посчитали слабоватой.

Надежда Румянцева и Наталья Кустинская, претендовавшая на роль Тоси

Съемки уже начались, а Чулюкин все не смог признаться жене, что отдал главную роль другой актрисе. Кустинская узнала правду случайно от знакомого кинооператора. Говорят, устроила мужу грандиозный скандал. Чулюкин пытался спасти отношения с женой, но она так и не смола простить ему этого предательства.

Надежда Румянцева в роли Тоси

Прекрасная игра Надежды Румянцевой, которая смогла в свои 30 лет отлично изобразить 18-летнюю веселую девчонку, принесла ей всемирную известность. Актриса получила в 1962 году приз Международного кинофестиваля в Аргентине за исполнение главной женской роли в «Девчатах». Когда Надежда получала награду, легендарный актер Пол Ньюман назвал ее «чудом с косичками». Итальянцы немедленно сравнили Надежду Румянцеву с их звездой Джульеттой Мазиной, а другие иностранцы окрестили ее «Чаплином в юбке».

Талантливую актрису много приглашали сниматься, но она предпочла карьере счастливую личную жизнь. В конце 1960-х годов Румянцева на длительное время перестала играть в кино, поскольку жила за границей, сопровождая в зарубежных командировках своего мужа, дипломата Вилли Вартановича Хштояна (Хштоян работал в Министерстве внешней торговли и был направлен торговым представителем СССР в Малайзию, а потом в Египет).

Надежда Румянцева на телевидении

После возвращения в СССР у Румянцевой удачно сложилась карьера на телевидении: каждое воскресное утро телевизионный «Будильник», ведущей которого была Надежда Васильевна, будил тысячи советских мальчишек и девчонок, а ее голосом разговаривали любимые нам с детства персонажи советских мультфильмов.

В 1996 году двое преступников пытались ограбить квартиру Надежды Васильевны. Грабителей задержал ее муж Вилли Хштоян, который в молодости занимался боксом, но один из них успел нанести актрисе удар по голове. До конца жизни Надежду Васильевну преследовали сильные боли, от которых она периодически теряла сознание. В 2008 году актриса скончалась от опухоли головного мозга.

Светлана Дружинина в роли Анфисы

Идеальную Анфису искали долго. На эту роль пробовали и Клару Лучко, и Валентину Лановую. Но утвердили Светлану Дружинину. Когда же первый отснятый материал попал на глаза руководству «Мосфильма», режиссеру Чулюкину велели актрису заменить — слишком красивая эта Дружинина, мол, не поверит никто, что от такой девушки Илья мог сбежать к пигалице Тоське.

За Дружинину заступились все актрисы из «Девчат». Они уже подружились, сработались и другую Анфиску себе не представляли. Ситуацию спас художественный руководитель фильма Юлий Райзман. Он подсказал режиссеру, как смягчить сногсшибательный эффект, который производила Светлана Дружинина, — нужно просто убрать все ее крупные планы.

«Рыбников хотел, чтобы Анфису вместо меня играла его молодая супруга Алла Ларионова, — рассказала потом журналистам Светлана Дружинина. — Он настаивал на этом, плел интриги и прикладывал максимум усилий, чтобы убрать меня из картины. Но я не в обиде, я прекрасно понимаю: все это делалось ради любви к жене.

Светлана Дружинина — режиссер

Светлана Дружинина много лет мирилась с тем, что ее называли Анфисой, по имени ее героини из «Девчат». После «Девчат» Дружинина еще какое-то время снималась в кино, а затем решила сменить свое амплуа на съемочной площадке и оставила актерскую профессию ради режиссерской деятельности.

В 34 года сняла свой первый фильм как режиссер. Настоящая слава пришла к Светлане Сергеевне уже в этом качестве — после ее знаменитых «Гардемаринов». И почти все ее фильмы, включая многосерийную сагу «Тайны дворцовых переворотов», снимал один и тот же оператор — Анатолий Мукасей. Он же муж Дружининой вот уже более 55 лет…

Люсьена Овчинникова в роли Кати

Люсьена Овчинникова сыграла более 50 ролей в кино, но для зрителей она навсегда останется Катей из «Девчат». Жизнерадостная и улыбчивая Катя в исполнении Люсьены влюбила в себя всю страну, да и на съемочной площадке коллеги не переставали восхищаться артисткой. Образ простой девочки с соседней улицы сделал из Люсьены любимую актрису советских зрителей.

В 1960–1970-е годы Овчинникова много снималась. Среди ее картин такие советские хиты, как «Большая перемена», «20 дней без войны», «Мама вышла замуж». Но чем удачнее у нее складывалась карьера, тем сильнее запутывалась ее личная жизнь. Она была замужем трижды, но ни в одном из браков у нее не было детей — ее карьера всегда была для нее на первом месте.

Люсьена Овчинникова в фильме «Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке», 1991 год

Но, несмотря на всенародную любовь в советские годы, ее старость была полна разочарований и бед: популярная актриса ушла из театра, а ролей в кино для нее так и не нашлось. Чтобы заработать, забытая звезда буквально выходила на сцену за кусок хлеба — с актерами в 90-е годы часто расплачивались продуктами. Она начала выпивать и умерла в полном забвении и одиночестве в возрасте 68 лет, пережив своего третьего мужа на четыре месяца. В последний путь ее провожали всего несколько человек.

Инна Макарова в роли Нади

«Девчата» вышли на экран в канун самого жен­ского праздника — 7 марта 1962 года. На премьере появилась вся съемочная группа, кроме Инны Макаровой (она сыграла в фильме Надю). Оказывается, актрисе не понравилось, как режиссер поступил с ее героиней. Дело в том, что в повести Бориса Бедного Надя видит, как герой Рыбникова влюбляется в повариху Тоську, и начинает верить в то, что она тоже может найти свое счастье. В финале девушка бросает нелюбимого Ксан Ксаныча. Эта сцена была снята, но в картину не попала, и зрители решили, что Надя все-таки смирилась со своей участью. Инна Макарова обиделась за свою героиню, к тому же ей не понравилось новое название фильма (первоначально он назывался «Девушки»), вот и не пришла на премьеру.

Инна Макарова

Самые яркие и запоминающиеся роли актрисы кроме фильма «Девчата» были в картинах «Женитьба Бальзаминова», «Женщины» и «Русское поле». В конце 1980-х актриса стала сниматься реже, а с началом 1990-х и вовсе исчезла с экранов, посвятив себя концертной деятельности. В середине 2000-х годов Макарова вновь вернулась к актерской карьере, став появляться в различных телесериалах. В этом году Инне Макаровой исполнился 91 год.

Нина Меньшикова в роли Мамы Веры

МамВера — так называла Тоська свою самую старшую соседку, которая весь фильм получала письма от неверного, но раскаявшегося мужа и бросала их в печку. Нина Меньшикова, сыгравшая эту роль, была всего на два года старше Надежды Румянцевой. Эта относительно небольшая роль принесла актрисе всесоюзную славу.

Надгробная плита Нины Меньшиковой

Актриса часто снималась в амплуа верных жен, добрых подруг, заботливых матерей. Но на первом месте у нее стояла вовсе не работа, а муж и сын, которые затмили эту незаурядную актрису по известности: Станислав Ростоцкий и Андрей Ростоцкий. В отличие от Веры, Нина Меньшикова мудро относилась к увлечениям супруга-режиссера. И, как показала жизнь, это совсем не самое страшное. В 2001 году она потеряла мужа, а меньше чем через год — сына. Актер, режиссер, каскадер Андрей Ростоцкий погиб на съемках в 45 лет. Нина Евгеньевна, которая с 1991 года оставила кино, чтобы как-то зацепиться за жизнь, ненадолго вернулась в профессию, сыграв две роли. В 2007 году ее не стало.

Юрий Чулюкин с женой, Натальей Кустинской

Режиссер Юрий Чулюкин снял 15 картин и написал больше 30 сценариев. Но фильм «Девчата» остался самой яркой его работой. Юрий трагически погиб при загадочных обстоятельствах в 1987 году, когда его отправили в творческую командировку в Мозамбик, на неделю советского кино. К одной из советских актрис начал приставать некий местный. Режиссер заступился за даму. Вечером его кто-то вызвал из номера гостиницы, а утром его тело обнаружили в шахте лифта. Официально было объявлено, что режиссер покончил с собой.

Николай Рыбников в роли Ильи Ковригина

На момент начала съемок в фильме «Девчата» Николай Рыбников уже был состоявшейся звездой экрана. Для поколения 1950-1960-х годов он стал настоящим «героем нашего времени», ведь Рыбников был так убедителен в образе бригадира и так похож на тысячи таких же парней, работающих на заводах и фабриках по всей стране.

Николай Рыбников и Надежда Румянцева

На съемках «Девчат» отношения у актеров, игравших главных героев, не складывались. Играть любовь Рыбникову оказалось по-настоящему трудно. Румянцева совершенно его не вдохновляла. Николай Рыбников — признанная кинозвезда и мечта женщин — не мог воспринимать ее на равных. На репетициях и между дублями партнеры ссорились так же бурно, как их герои — Илья и Тося. Но Румянцева твердо дала понять: в фильме «Девчата» главная роль — у нее. В конце концов Рыбникову пришлось с этим смириться.

Актриса много раз в своих интервью рассказывала о том, что на съемочной площадке он появился как суперзвезда и свысока поглядывал на остальных актеров — в основном молодых и не слишком опытных. Он даже играл вполсилы. Но это продолжалось до тех пор, пока Рыбников не увидел первый отснятый материал. «Когда он понял, что несколько сцен попросту профукал, сразу изменил свое поведение и попросил режиссера их переснять. Больше трений не возникало», — признавалась Надежда Румянцева.

Николай Рыбников в фильме «Я — Хортица», 1981 год

Роль Ковригина в «Девчатах» стала последней звездной ролью Николая Рыбникова. Со временем на смену рабочим в кино пришли интеллигенты-инженеры. Рыбников стал старше, роли бесшабашных парней ему уже не подходили. Он никогда не выпрашивал роли, не переубеждал режиссеров и ни на чем не настаивал. А ему предлагали только эпизодические роли. Еще какое-то время он продолжал сниматься, но былого успеха уже не достиг.

Рыбников умер от сердечного приступа 22 октября 1990 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

У фильма «Девчата» уникальный сценарий. Вопреки всем правилам драматургии, в нем нет ни одного отрицательного персонажа. Наверное, поэтому он стал таким жизненным и так полюбился людям.

Какое женское счастье досталось актрисам фильма «Девчата»

Меньше всех трагедий выпало той, кто играл самую неудачливую героиню

Высшая категория – от зрителей

Фильм «Девчата» снимался в 1961 году. Сюжет незатейлив: на уральские лесозаготовки приезжает детдомовка Тося с дипломом кулинарного училища и становится поварихой. Про таких говорят: смотреть не на что.

Тося (Н. Румянцева)

Ее селят в общежитскую комнату, где Тоську встречают еще четыре девушки, каждая со своей особинкой: рассудительная Вера, легкомысленная Анфиса, засидевшаяся в девках Надя и звонкая хохотушка Катя.

Каждая из четверых по-своему учит малявку жизни, но она неожиданно покоряет сердце «первого парня» — лесоруба Ильи. Хэппи-энд для влюбленных наступает не сразу (иначе о чем снимать?), но наступает. Примерно ясно, что будет дальше и с соседками Тоси.

Киноначальство сочло сюжет чересчур приземленным (производственная тема шла по краешку) и присвоило фильму третью категорию в прокате. За рубежом с этим не согласились: «Девчата» получили награды на фестивалях в Аргентине, в Шотландии и даже диплом Каннского фестиваля, правда, фильмов для молодежи.

Но гораздо важнее, что, например, итальянцы немедленно сравнили Надежду Румянцеву с их звездой Джульеттой Мазиной, а другие иностранцы окрестили ее «Чаплиным в юбке». Советские зрители тоже сказали своим кинопрокатчикам «фэ» и в первый же год приобрели на фильм 35 миллионов билетов.

Многие искренне верили не только в то, что Надежда Румянцева и Николай Рыбников (Илья) любят друг друга в жизни, но и в то, что каждая из актрис, как и их героини, будут безоблачно и надолго счастливы. Увы, это оказалось не совсем правдой.

Тося – Надежда Румянцева

Румянцева по амплуа – травести, то есть исполнительница ролей мальчиков и девочек. Именно «незвездные» внешние данные (рост 151 см) позволили 30-летней Румянцевой получить роль тинейджера Тоськи, на которую зачем-то претендовала тогдашняя жена режиссера фильма Юрия Чулюкина, пышная блондинка Наталья Кустинская.

Наталья Кустинская. Фото: kino-teatr.ru

Румянцева и Рыбников никак не могли быть парой в жизни, так как Рыбников безумно любил свою жену, красавицу актрису Аллу Ларионову. Румянцева же вышла замуж за дипломата Вилли Хштояна, ради работы супруга пожертвовав кинокарьерой. По советским обывательским меркам Румянцева схватила Бога за бороду – ведь она годами жила за границей. Мало кто знал, что Румянцева однажды не побоялась буквально прорваться к супругу в Египет, несмотря на угрозу войны в стране. Она вообще была похожа на своих героинь – отважных и неунывающих. Собственных детей у нее не родилось, но она искренне любила дочку мужа – Карину, а потом и ее сынишку.

В 1996 году квартиру супругов пытались ограбить. Хштоян сам обезвредил бандитов, но Надежда Васильевна получила сильный удар по голове. В 2001 году она упала с лестницы. Считается, что оба несчастных случая спровоцировали опухоль мозга, от которой актриса умерла в 2008 году.

Вера – Нина Меньшикова

«МамВера» — так называла Тоська свою самую старшую соседку. Героиня Меньшиковой весь фильм получала письма от неверного, но раскаявшегося мужа и бросала их в печку. И лишь к концу один из конвертов был вскрыт, а письмо – прочитано, из чего зрители сделали вывод: у мамВеры все будет хорошо.

Кадр из фильма «Девчата», Нина Меньшикова

Нина Евгеньевна обладала удивительной внешностью, которая позволяла ей играть родственниц Ленина, партийных работников, учительниц и одновременно мещанок, доярок, женщин войны (актриса сама имела медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне). Но на первом месте у нее были муж и сын, которые затмили эту незаурядную актрису по известности: Станислав Ростоцкий и Андрей Ростоцкий. В отличие от Веры, Нина Меньшикова мудро относилась к увлечениям супруга-режиссера. И, как показала жизнь, это совсем не самое страшное. В 2001 году она потеряла мужа, а меньше чем через год – сына. Актер, режиссер, каскадер Андрей Ростоцкий погиб на съемках в 45 лет. Нина Евгеньевна, которая с 1991 года оставила кино, чтобы как-то зацепиться за жизнь, ненадолго вернулась в профессию, сыграв две роли. В 2007 году ее не стало.

Нина Меньшикова и Вячеслав Тихонов в фильме С. Ростоцкого «Доживем до понедельника»

Анфиса – Светлана Дружинина

Героиня Дружининой в фильме – легкомысленная красотка, которая работает на непонятном «коммутаторе», безответственно дежурит по комнате, тумбочка у нее забита не книгами, а флакончиками, и вообще она «такая» — со значением говорит один из парней. Именно у Анфисы Тося отбивает Илью.

Светлана Дружинина и Надежда Румянцева в фильме «Девчата»

В финале фильма Анфиса встает на «путь исправления», и мы видим ее с лопатой и в ватнике, который смотрится на красавице инородным предметом. Рассказывают, что Рыбников умолял режиссера взять на роль Анфисы свою жену Аллу Ларионову и, получив, отказ, срывал зло и на Румянцевой, и на Дружининой. Потом пересмотрел отснятый материал, опомнился и проиграл эти эпизоды заново. Не зря ведь он похудел для роли на 20 килограммов!

Светлана Дружинина и Николай Рыбников в фильме «Девчата»

На самом деле Дружинина не нуждалась ни в чьем внимании, так как к моменту съемок была счастливо замужем за Анатолием Мукасеем, теперь он один из самых прославленных советских операторов, лауреат Госпремии. В 1961 году у супругов был уже трехлетний сынишка Толя. А браку Светланы и Анатолия скоро 60 лет!

Вместо лопаты Светлана Сергеевна взяла в руки режиссерский мегафон. «Гардемарины» и «Тайны дворцовых переворотов» сняты ею, во многих фильмах Дружининой главным оператором был супруг Анатолий Мукасей.

У пары родился еще один сын, Михаил. В 1978 году в семье случилось страшное несчастье: Анатолий Мукасей-младший, подававший большие надежды как художник, выбросился из окна. У него остался сын. Внука и внучку маме подарил и Миша. Дружинина никогда публично не говорит о своем погибшем сыне.

Светлана Дружинина, Анатолий Мукасей

Катя – Люсьена Овчинникова

К моменту съемок Люсьене было уже 30, за плечами несколько ролей, сделавших ее узнаваемой, но ей вновь досталось изобразить простую русскую девушку – ту, которая работает на совесть, танцует до упаду, с пол-оборота смеется и плачет.

Люсьена Овчинникова в фильме «Девчата»

По фильму у Кати был жених – такой же простой и ясный Сашка. В «Девчатах» актриса дуэтом с Николаем Погодиным спела «Старый клен», и он «стучит в стекло» не одному поколению.

В жизни Люсьена Ивановна была такой же естественной и безгранично женственной. Казалось, мужчины должны просто стоять в очередь, чтобы ее защитить и обогреть, что она должна быть окружена детишками и вообще большой дружной семьей. На самом деле все было не так.

Первой серьезной любовью актрисы стал режиссер Владимир Храмов, но отношения распались. Затем она очень сильно влюбилась в коллегу по театру им. Маяковского Александра Холодкова, который был старше ее на 14 лет. Как назло, в него же влюбилась одна из возрастных прим театра. И Люсьена умудрилась подружиться с соперницей, а Холодков умер уже в 1965 году, прямо у Люсьены на руках.

Единственный официальный брак был у нее с актером Валентином Козловым. Более-менее известная роль Козлова – как ни странно, жених героини Надежды Румянцевой в фильме «Неподдающиеся» того же Юрия Чулюкина. Но это было аж в 1959 году, а потом стройного красавца кинорежиссеры как-то не замечали. Он пил и мог даже поднять на жену руку.

Валентин Козлов. Фото: kino-teatr.ru

А Люсьена Ивановна снималась, хотя ее единственной главной ролью была Зина в фильме «Мама вышла замуж». Мамой в жизни ей стать так и не удалось. Но все артисты, которым доводилось играть ее детей, — Елена Проклова, Николай Бурляев – чувствовали настоящее материнское отношение Люсьены Ивановны к себе, и даже много лет спустя после съемок.

Известность и востребованность жены тяготила Козлова, хотя в Овчинниковой не было ни капли звездности: она выносила мусор в халатике, сидела со старушками у подъезда, в эпоху всеобщего дефицита, несмотря на требование очереди пройти вперед, стояла, как и все, за подсолнечным маслом. И никогда ничего не просила, жила с мужем в однушке. Когда Козлов умер, у нее даже не было денег толком его похоронить. Какую-то сумму ей дал Станислав Садальский.

Мужа Овчинникова пережила всего на четыре месяца, Она была совсем одна на свете, и урну с ее прахом поместили в колумбарии Введенского кладбища.

Надя – Инна Макарова

Инна Макарова в фильме «Девчата»

К 1961 году Инна Макарова была звездой советского экрана. Студенткой она сыграла Любку Шевцову в «Молодой гвардии» и получила Сталинскую премию. Зрители обожали дуэт Макаровой и того же Рыбникова в фильме «Высота» (1957 год), Макаровой и Алексея Баталова (1958) в «Дорогой мой человек». И вдруг 35-летняя прима, мать дочки-школьницы, имеющая за плечами брак с народным артистом СССР Бондарчуком, соглашается на роль дурнушки и старой девы, которая готова выйти замуж за пожилого сморчка и жадину.

Но Макарова не была бы звездой, если бы не приняла этот вызов. Роль она сыграла так, что ее эпизодическая героиня запомнилась всем без исключения. Другое дело, что сценарист Борис Бедный, по повести которого снимался фильм, наделил Надю сильным характером: в финале она понимала, что брак с «Ксан Ксанычем» не украсит серых будней, и отказывает жениху прямо на пороге выделенной будущим молодоженам комнаты. Эти сцены были сыграны и сняты. А Чулюкин решил все переиграть, Надя была обречена на старого неинтересного мужа. Инна Макарова не простила этого режиссеру и на премьеру не явилась.

В прошлом году Инна Владимировна отметила свой 90-летний юбилей. Четыре года назад она потеряла второго мужа – выдающегося хирурга, ученого Михаила Перельмана. Михаил Израилевич, в частности, делал сложнейшую 6-часовую операцию на легком выдающемуся фигуристу Александру Горшкову в 1975 году, и через год Горшков с Людмилой Пахомовой стал олимпийским чемпионом.

Дочь Инны Владимировны Наталья сыграла звездную роль в фильме Тарковского «Солярис». Сейчас она – режиссер. У Макаровой талантливые внуки – Иван и Мария Бурляевы, есть правнуки.

Это, наверное, самая счастливая женская судьба из всех «Девчат».

Как это снято: «Девчата»

Начало 1960-х годов в СССР — время юности, энтузиазма и студенческих стройотрядов. Советский кинематограф того времени воспевал трудовые подвиги и комсомольскую романтику в бесчисленных производственных мелодрамах в стиле соцреализма. Честные трудяги перековывали лодырей и зазнаек и побеждали тяжелый быт ударным трудом.
Одной из таких стандартных и малоинтересных картин могли стать и «Девчата» Юрия Чулюкина, но в итоге они превратились в нечто большее — фильм о целом поколении советской молодежи, их устремлениях, переживаниях и, конечно же, о любви.

Сценарий

В основу сценария легла одноименная повесть писателя Бориса Бедного. Прошедший войну и немецкий плен Бедный по профессии был лесосплавщиком и отлично разбирался в фактуре. Поэтому «Девчата» своей достоверностью были непохожи на другие произведения в стиле соцреализма. Едва повесть Бедного, вышедшая в «Роман-газете», попалась на глаза молодому режиссеру Юрию Чулюкину, он сразу разглядел в ней потенциал настоящего кинохита. Посоветовавшись с писателем, они решили развить «бытовую» тематику сюжета и добавить в него немного яркости. Бедный с энтузиазмом принялся за работу и очень быстро подготовил новый вариант сценария.

Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Никто заранее и не мог предположить, что будущее кино выйдет таким смешным. Худсовет «Мосфильма» счел работу очередной производственной комедией про исправление лодырей и зазнаек, но она оказалась куда глубже.
Комедию «Девчата» отличает одна удивительная особенность — в фильме нет ни одного отрицательного персонажа. Но автору сценария Борису Бедному и режиссеру Юрию Чулюкину все же удалось, по всем правилам драматургии, насытить сюжет конфликтами героев и заставить зрителей не отрываясь наблюдать за происходящим и сопереживать девчатам и юношам. Трудовые подвиги и комсомольская романтика были отнюдь не главной линией фильма. Чулюкин вывел на первый план лирические отношения героев, и именно это сделало фильм таким популярным.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
По задумке режиссера «Девчата», должны были стать только первым фильмом в целой серии рассказов о каждой из героинь, но чиновники «Мосфильма» сочли картину «бытовой и мелковатой для советского экрана» и добро на продолжение съемок не дали. Уже в 1990-х годах в одном из своих интервью актриса Светлана Дружинина, исполнившая в фильме роль телефонистки Анфисы и «переквалифицировавшаяся» со временем в маститого режиссера, говорила о планах снять продолжение «Девчат», но проект так и остался нереализованным.

Кастинг

Подбор актеров для «Девчат» стал одной из самых больших проблем производства. Изначально режиссер Юрий Чулюкин планировал отдать главную роль своей жене — актрисе Наталье Кустинской. Она буквально влюбилась в героиню Тосю, едва прочитав повесть. Но художественный совет «Мосфильма» сходу отверг ее кандидатуру, сочтя Кустинскую «чересчур красивой» для роли простой девчонки. Свою порцию славы она получит годом позже, сыграв роль красавицы-актрисы в фильме Генриха Оганесяна «Три плюс два».
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
После многочисленных проб худсовет сузил число кандидатур до двух актрис — Надежды Румянцевой и Валентины Малявиной. С первого взгляда казалось, что Малявина больше подходила на роль юной Тоси — к моменту съемок ей исполнилось всего двадцать лет. Тогда как Румянцева уже разменяла четвертый десяток.
Однако Надежда Румянцева так качественно подготовилась к роли и сумела создать настолько гармоничный образ, что в итоге худсовет утвердил именно ее. Немалую роль в этом сыграло и то, что Румянцева уже снималась у Чулюкина в «Неподдающихся», и режиссер остался доволен сотрудничеством.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
С главной мужской ролью тоже все оказалось непросто. Передовика Илью могли сыграть Вячеслав Шалевич, Юрий Саранцев, Юрий Белов и Владимир Трещалов. Чулюкин настаивал на выборе в пользу Трещалова, но руководство «Мосфильма» сделало ставку на «проверенные кадры» и «протолкнуло» на главную роль Николая Рыбникова. Ранее он удачно сыграл в других производственных фильмах — «Высота» и «Весна на Заречной улице». Статус народного любимца гарантировал успех будущей картине.
31-летний актер специально для «Девчат» сбросил 20 килограмма веса, чтобы выглядеть на экране моложе — этот подвиг оценила вся съемочная группа, и Чулюкин с готовностью принял его на главную роль.

Не все гладко складывалось у Рыбникова с Румянцевой — актеры, игравшие на площадке влюбленных, за кадром общались «с холодком». В какой-то момент дерзкая Румянцева даже вспылила: «Фильм называется „Девчата“, а, значит, главная роль в нем моя!». Зато соперникам отлично удавались сцены ссор, в изобилии присутствовавшие в сценарии.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
С подбором остальных девчат тоже справились не без проблем. Рыбников, чувствовавший себя главной звездой, непременно хотел, чтобы роль Анфисы играла его жена Алла Ларионова. А вместо нее утвердили Светлану Дружинину. Это во многом определило натянутые отношения между ними на съемочной площадке. Руководство «Мосфильма» едва не забраковало Дружинину после просмотра первых отснятых сцен — она была слишком яркой, чтобы зритель мог поверить, что Илья ушел от такой женщины к «простушке» Тосе. Но Чулюкин отстоял Дружинину — она отлично вжилась в образ и прекрасно сработалась со всеми коллегами.
На роль Кати взяли Люсьену Овчинникову, близко дружившую в жизни с Надеждой Румянцевой, а роль третьей Тосиной соседки — Нади — досталась Инне Макаровой, сумевшей создать сложный образ своей героини, развив скупые сценарные наброски. «Маму Веру» сыграла Нина Меньшикова.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Главным успехом кастинга стало сотрудничество с ведущим оператором «Мосфильма» — Тимофеем Лебешевым, снимавшим «Кубанских казаков» и «Мичмана Панина». Ему удалось организовать съемки на высшем техническом уровне, и «Девчата» для начала 1960-х годов могли похвастаться отличной картинкой, выгодно отличавшей фильм от других работ.

Съемки

К съемкам приступили в 1961 году. Интерьеры уральского поселка лесорубов тщательно выстроили в павильонах «Мосфильма». Там же высадили около 300 елей, на время превратив Мосфильмовскую улицу в кусочек уральской тайги. Актеры были в полном восторге — пять минут пешком от гримерной, и ты оказывался на съемочной площадке в «тайге». Но несмотря на такие дорогостоящие приготовления, нужной картинки заснеженного леса добиться никак не удавалось.
Тогда Чулюкин решил быстро отснять натурные сцены на Северном Урале в Пермской области в действующем леспромхозе. В самый разгар зимы съемочная группа прибыла на место, где лесхозовские специалисты принялись учить актеров водить трактора и орудовать бензопилой «Дружба», строго следя за техникой безопасности.
Очень скоро выяснилось, что снимать в таких условиях просто невозможно. Из-за жестоких морозов постоянно отказывала техника, операторы укутывали кинокамеры полушубками и грели керосинками, но это мало помогало. Гримеры жаловались, что красные носы и щеки актеров невозможно скрыть ни под каким гримом.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Из-за сильных морозов Рыбников едва не лишился главного актерского инструмента — своего языка. Сцену, в которой Тося, пробираясь через высоченные сугробы, несет вальщикам горячий обед прямо в лес, снимали в натуре — настоящий снег, заиндевелые пни и всамедлишный пар изо рта. Температура приближалась к отметке в минус 40 градусов. После нескольких дублей горячий суп в термосе успел остыть и когда герой Рыбникова сунул алюминиевую ложку в рот — она тут же примерзла к языку и пришлось отдирать ее вместе с куском кожи.

Тогда съемки решили отложить до более благоприятных условий, и ближе к лету Чулюкин переместился в Тверскую область, договорившись с руководством другого действующего леспромхоза. Чтобы превратить лето в зиму и создать аутентичную картинку, реквизиторы привезли сотни килограмм ваты и нафталина. Они укутывали ими бревна и посыпали ветки, трактора и краны покрасили известкой, чтобы сымитировать иней.
Клубы пара, врывающиеся в теплое помещения клуба с морозной улицы, создавали при помощи специального газа. Актеры морщились от едкого запаха, но стоически выносили все испытания ради искусства.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Основные натурные сцены отсняли весной и летом 1961 года, а финал — доснимали уже в августе на мощностях ялтинской киностудии. В Крыму потребовалось еще больше белой ваты и еще больше терпения. Актерам приходилось сниматься в теплых ватниках и полушубках на тридцатиградусной жаре. Гримеры в перерывах между дублями изводили целые упаковки салфеток, промакивая пот со лба киногероев.
Атмосфера внутри съемочной группы важна для любого фильма, но в случае с комедией она приобретает особое значение. Только искренне смеющиеся актеры могут заставить смеяться зрителя, и Чулюкину удалось это создать — многие актеры вспоминают свою работу на «Девчатах», как один из самых светлых периодов своей карьеры.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Со смехом вспоминает свои съемки в эпизодической роли Михаил Кокшенов, ставший впоследствии одним из самых известных российских комических актеров. В сцене, где передовик Ковригин пытается объясниться с Тосей, Кокшенов забегает в столовую, чтобы напиться воды. Он наливает из графина один стакан и выпивает его залпом, затем другой без перерыва. Театральная пауза длится невыносимо долго, Ковригин ждет, когда он наконец напьется и снова оставит влюбленных наедине.
Чулюкин заставил снять несколько дублей, и Кокшенов, кажется, напился воды на всю жизнь — с тех пор, по его собственным словам, он не может без содрогания смотреть на эти графины.
Непросто далась сцена, открывающая фильм, где суровый комендант в исполнении Михаила Пуговкина заселяет едва приехавшую Тосю в общежитие. «Живи!» — командует Пуговкин и ловко бросает через всю комнату подушку, так, чтобы она упала в изголовье тосиной койки. На этот эпизод извели несколько сот метров пленки. Подушка никак не желала фотогенично приземляться в нужное место. И когда, наконец, разозленный Пуговкин, устав от бесконечных дублей, швырнул подушку, буквально не глядя — она упала точно в соответствии с режиссерским замыслом.

Музыка

Немалую роль в популярности «Девчат» сыграла прекрасная музыка Александры Пахмутовой, она написала марш, фокстрот и вальс, прозвучавшие в фильме. Но «абсолютным хитом» стала песня «Старый клен» на стихи Михаила Матусовского. В фильме ее исполнили Николай Погодин, игравший гармониста Сашку, и Люсьена Овчинникова, исполнявшая роль Кати. Несмотря на то, что оба они не были профессиональными вокалистами, их душевное и теплое исполнение песни стало одной из изюминок кинокартины.
Сцена из фильма «Девчата» (1962)
Романтичный «Старый клен» очень быстро вошел в привычный застольный репертуар советских граждан. Композиция стала непременным атрибутом народных праздников и сборных концертов и долгое время лидировала в «чартах» советской эстрады 1960-х годов. Один из самых запоминающихся вариантов был исполнен советской эстрадной певицей Майей Кристалинской.
Музыка к фильму, включая песни «Старый клен» и «Хорошие девчата» (также на стихи Матусовского), были выпущены на пластинках в середине 1960-х годов и пользовались большим успехом у покупателей еще очень долго после выхода самого фильма.

Прокат

Премьерный показ «Девчат» состоялся 7 марта 1962 в московском Центральном доме кино. Это был лучший подарок к Международному женскому дню, традиционно широко отмечавшемуся в СССР. На премьеру пришли все члены съемочной группы, кроме принципиальной Инны Макаровой. Она обиделась на режиссера, который в последний момент вырезал грустную сцену, где Надя расстается со своим женихом Ксан Ксанычем.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Советские критики приняли фильм прохладно, сочтя картину «чересчур бытовой и мелковатой для советского киноэкрана», чиновники присвоили ему третью прокатную категорию, одобрив выпуск лишь 891 копии (что для огромного Советского Союза было весьма скромной цифрой). Однако зрители составили совсем иное мнение о картине — народ валом валил в кинотеатры.
Лидером советского проката в 1962 году «Девчата» не стали, выдержать конкуренцию с «Человеком-амфибией» и «Гусарской балладой», вышедшими в том же году, было непросто, но тем не менее фильм собрал почти 35 миллионов зрителей и быстро разлетелся на цитаты, превратившись в поистине народную картину.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
В зарубежном кинопрокате картина получила название The Girls и взяла несколько наград на международных кинофестивалях: почетный диплом жюри Международного фестиваля фильмов для молодежи в Канне (Франция), почетный диплом Эдинбургского международного кинофестиваля (Шотландия) и приз за лучшую женскую роль на IV Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина). Аргентинцы настолько впечатлились игрой Надежды Румянцевой, исполнявшей роль Тоси, что прозвали ее «Чарли Чаплином в юбке» — трудно придумать более почетное звание для комедийной актрисы.
Кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: «Мосфильм»
Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из проходных картин, но превратилась в нечто большее. Режиссер поставил личные переживания героев выше важных общественных задач и создал поистине народный фильм. Лирическая история «Девчат» — одна из самых популярных советских лент, не теряющая своего шарма до сих пор.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: кадр из фильма «Девчата» (1962) / Фото: И. Аксенов / РИА Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *